Page 193 - Очерки истории культуры Урала
P. 193
Мировоззрение старообрядцев находится в русле ортодоксаль-
ного православия и может быть описано в тех же ценностных ка-
тегориях (спасение и греховность, дух и тело, смысл жизни и путь,
по которому должен идти человек, твердость нравственных усто-
ев). Глубокая связь с религиозной традицией позволяла сохранять
не только дореформенные книги, иконы, песнопения, но и весь ук-
лад жизни. Вероятно, поэтому у исследователей особый интерес
вызывает именно бытовая сторона жизни староверов-
раскольников, сохранившая наиболее консервативные формы.
Одним из составных элементов уральского миропонимания на-
ряду с христианской традицией можно назвать народную религи-
озность, связанную в том числе и с языческими традициями. На-
личие языческих традиций в русской народной культуре было
проанализировано на разных уровнях (Б. Рыбаковым при анализе
языческой Руси, Г. Федотовым, обратившимся к православным
святым, Г. Вагнером, рассматривающим проблемы двоеверия, и
др.). Языческие представления нашли свое выражение и в бытовой
обрядности, и в космогонии, и в народной демонологии. Можно
утверждать, что так же, как и ортодоксальное христианство, на-
родные представления о мире были составными элементами миро-
концепции переселенцев на Урал.
Условия жизни на Урале (горное дело, металлургия, стара-
тельство) не могли не повлиять на миросозерцание людей. Так, в
устной народной традиции закрепляются представления о «тай-
ных силах», которые ведают недрами; о камне, который «дается»
или «не дается» в руки в зависимости от «чистоты сердца» и
нравственных качеств человека; о «девке Азовке» и «Великом
Полозе» – все те образы собственно уральского мира, хорошо из-
вестные современному человеку по сказам Бажова. Как бы ни хо-
телось назвать мир, созданный Бажовым, «литературным», он в
очень большой степени является воплощением этого народного
мировосприятия, в котором горы и недра, милостивая или жесто-
кая Хозяйка такая же реальность как ангелы-хранители и святые
угодники.
Можно говорить о том, что в мировоззрении людей, живущих
на Урале, сосуществовали, с одной стороны, религиозная христи-
анская традиция (в двух формах – старообрядческой и православ-
ной послениконианской), с другой стороны, традиция народной
религиозности (в которой тесно слиты христианские и языческие
представления). Их связь проявляет себя в мифе, который склады-
вался на протяжении нескольких столетий. Обращаясь к культуре
192