Page 192 - Очерки истории культуры Урала
P. 192
мещика и помещицу. Аккомпанировал ему «оркестр», состоящий
из гармониста и клоуна Жана»84.
Таким образом, в уральском ярмарочно-балаганном театре
вплоть до ХХ в. продолжали сохраняться, хотя и видоизменяясь,
традиции народной смеховой культуры, возникшей еще в допет-
ровской Руси.
Уральская мифология: опыт реконструкции
Сегодня в науке существует два термина, не совпадающие друг
с другом – мифология народов Урала и уральская мифология.
Причем второе название еще до конца не утвердилось. И если ми-
фология коренных народов достаточно давно находится в поле
зрения исследователей (в Уральской исторической энциклопедии,
к примеру, в статье «мифология народов Урала» дается подробное
описание финно-угорской и самодийской мифологий, наличие
русской традиции только называется), попытки описать русскую
традицию если и делаются, то носят разрозненный и несистемати-
зированный характер (в той или иной степени это делается фольк-
лористами, собирающими и систематизирующими произведения
устного народного поэтического творчества, и исследователями
творчества П. Бажова, в чьих произведениях нашли свое выраже-
ние представления русских насельников края).
В основе мироотношения первопоселенцев, пришедших на
Урал еще в XVI–XVII вв. и в более позднее время, лежали сфор-
мированные христианской традицией представления о мире и че-
ловеке и служившие, по сути, единственным и единым основанием
для развития русской культуры. Становящийся на протяжении
XVII–XIX вв. уральский вариант русской культуры формировался
на христианской основе, особенностью его была тесная связь с од-
ной из ветвей православия – старообрядчеством.
Л. Гумилев не случайно называет старообрядчество субэтно-
сом: на протяжении нескольких веков ими была сформирована це-
лостная система миропонимания и мироустройства, опирающаяся
на дониконианскую православную традицию. Те трагические си-
туации, с которыми сталкивались старообрядцы на протяжении
нескольких веков русской истории, не только способствовали «вы-
ковыванию» определенного мироотношения, но и определенного
типа личности.
84 Захаров С. Последний балаган // Вечерний Свердловск. – 1972. – 8 июля.
191