Page 190 - Очерки истории культуры Урала
P. 190
ме подбоченившись, брюхом вперед. Доехав до площади, останав-
ливались, затем ставили спектакль»80.
Так начиналась народная драма «Лодка», известная на Урале
под названием «Шайка разбойников». Она состояла из двух слабо
связанных друг с другом частей. В первой хитрый и оборотистый
Афонька вел «издевательски-шутливые» разговоры с барином, во
второй обыгрывались песни о Стеньке Разине. Содержание пьесы
было близко и понятно, а кроме того допускало большую возмож-
ность импровизации.
Если говорить о традициях праздничных игрищ или исполне-
ния народной драмы, то они в основном тяготеют к формам на-
родной крестьянской культуры. Появление городов, развитие гор-
нозаводской промышленности, увеличение числа ярмарок ведет к
формированию нового центра народных театральных зрелищ – го-
родской площади.
Во время Ирбитской или Покровской (г. Камышлов) ярмарки
выступали французские, итальянские, русские гастролеры, пред-
ставляющие самые разные «искусства»: «фокусники и фигуран-
ты», «профессора магии и фантасмагории», волтижеры, показы-
вающие «сирийские игры», «живые картины», комические и исто-
рические пантомимы и, конечно, традиционный русский театр
Петрушки.
В фондах Государственного архива Свердловской области хра-
нятся воспоминания очевидцев о спектаклях театра Петрушки. На
протяжении всего представления Петрушка «лупит купцов, горо-
довых, неистово выкрикивая под охрипшую шарманку: «Карра-
ул… ограбили! Утащили шапку на меху да шубу на мех из гуси-
ных лапок, да прошлогоднего снегу воз, да два фунта дыму… Ой,
батюшки, ограбили!»81. Для народной смеховой традиции было
характерно осмеяние того, кого боялись, кому вынужденно подчи-
нялись в повседневной жизни.
Как отмечает А. Костерина-Азарян, у «игровых явлений ураль-
ского фольклора» был «собственный «список» персонажей, не-
сколько отличавшийся от русской традиции. <...> На первом месте
в уральском списке действующих лиц стоит скоморох – святочная
ли это потеха, народная игра, сказка или народная драма. Присут-
ствие в них обобщенного персонажа (скомороха) было почти ри-
80 Цит. по кн.: Курочкин Ю. М. Из театрального прошлого Урала. – Сверд-
ловск, 1957. – С. 39.
81 Там же. – С. 50.
189