Page 188 - Очерки истории культуры Урала
P. 188

стройке плотины, смысл которых в умилостивлении водной сти-
хии, которая могла разрушить плотину.

    Например, в земляное тело плотины закладывали «голову»
(монеты с изображением человеческой головы или другие изделия
с тем же рисунком); на деревянных частях рисовали страшные
«рожи», вбивали гвозди, крючки и прочие металлические вещи; в
воду бросали монеты, хлеб, овощи.

    Были праздники, связанные с годовщинами основания заводов.
Так, празднование юбилея Невьянского завода 15 декабря 1901 г.
началось молебном, во время которого участники почтили «память
великого инициатора железного дела на Урале Великого Петра», а
закончилось трапезой, предложенной хозяевами всем гостям, слу-
жащим и рабочим завода. Во время праздника звучали приветст-
вия, поступившие от научных организаций, государственных дея-
телей и частных лиц.

    Театрализованные игрища
    Театрализованные игрища сопровождались песнями. Это гово-
рит нам о традиционных формах бытования музыки в народной
культуре, о первых актерах-скоморохах, о формах бытования на-
родной смеховой традиции (потехах) на Урале.
    Традиционные обрядовые действа, близкие общерусской тра-
диции, имели свои особенности. Они связаны с национальным
костюмом, с сюжетами из местной жизни, которые сохранялись
вплоть до конца XIX в. Можно говорить и о сохранении традиций
русского скоморошества на Урале в то время, когда в центральной
России этого явления уже не наблюдалось.
    «Последним скоморохом» называют Киршу Данилова, запи-
савшего «Древние российские стихотворения». Кто такой Кирша
Данилов? Долгое время ни историки, ни фольклористы не могли
ничего сказать о таинственном создателе сборника. Помог случай.
    Уральскому историку И. Шакинко в Центральном государст-
венном архиве древних актов в переписке Акинфия Никитича Де-
мидова с нижнетагильскими приказчиками были обнаружены до-
кументы, где фигурировало имя Кирши Данилова. Так появились
дополнительные доказательства выдвинутой ранее гипотезы об
уральском происхождении сборника старинных песен.
    Достаточно обоснованной видится версия И. Шакинко, что
Кирша Данилов жил на заводах Демидовых, вместе с сыном
Акинфия Демидова – Григорием объехал почти все Прикамье, что

                                                187
   183   184   185   186   187   188   189   190   191   192   193