Page 189 - Очерки истории культуры Урала
P. 189
нашло свое отражение в песнях о Ермаке. Появление в сборнике
киевских былин и новгородских песен, бытовавшие не только в
Прикамье и Зауралье, но и на Алтае и в Восточной Сибири, могло
быть связано с поездками Кирши «по заданиям» Акинфия с кара-
ванами в Сибирь.
Вернувшись в вотчины Демидовых, Кирша исполнял былины и
песни. Сопровождалось пение игрой на музыкальных инструмен-
тах (в найденном И. Шакинко документе написано: «Когда по-
шлются от вас работники на поплав, тогда с ними послать Киршу
Данилова, и с тарнобоем». «Тарнаба» – особый род балалайки с 8
струнами).
Кем же был Кирша Данилов? Исследователи называют его од-
ним из последних скоморохов на Руси. Истоки скоморошества на-
ходят в древней, языческой традиции, их песенное искусство вос-
ходит к языческим обрядовым действам. Как известно, такого рода
традиции не приветствовались. И тем не менее, покровителем
Кирши и заказчиком сборника был всесильный уральских про-
мышленник. Что им двигало – трудно сказать. В истории остался
только удивительный сборник древних российских стихотворений,
по которому в последующем все российские гимназисты знакоми-
лись с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем, Садко.
Рядом со скоморошьей традицией бытовала и традиция поста-
новки так называемых «народных драм» (XVII в.). Общероссий-
ский сюжет дополнялся импровизированными вставками, осно-
ванными на местном материале.
Народная драма появилась на Урале еще в XVIII в. Практиче-
ски повсеместно ставились пьесы «Царь Максимилиан» и «Шайка
разбойников». Основой народной драмы был рукописный текст,
но заучивались они обычно «с голоса». Драма представляла собой
своеобразный сценарий представления, который в каждом кон-
кретном случае дополнялся набором пародийных или сатириче-
ских сценок с добавлением местного материала. При этом основ-
ные персонажи и их характеры оставались прежними.
По воспоминаниям П. Бажова, он еще в конце XIX в. непода-
леку от Перми наблюдал такую картину: «Собирали чуть ли не со
всего села лошадей, до 60–70 голов, их подпаивали водкой, чтобы
они «не смотрели сентябрем», запрягали гусем в большую лодку, в
которую садились участники спектакля. Они так ехали по всей де-
ревне, пели песни, гребя по воздуху веслами, атаман стоял на кор-
188