Page 177 - Очерки истории культуры Урала
P. 177

хранились иконостасы, как не сохранились и храмы, в которых
они были.

    Судьба невьянских икон драматична: многие из них уцелели
благодаря тому, что случайно оказались в музеях, многие безвоз-
вратно утрачены в антирелигиозных «битвах» советского времени.

    Такова судьба знаменитого иконостаса из домовой церкви куп-
ца Л. Расторгуева. Известно, что купец первой гильдии Лев Рас-
торгуев был ревнителем старой веры и в своей усадьбе обустроил
образцовую домовую молельню-часовню. Иконы для иконостаса
молельни были заказаны знаменитым невьянским мастерам Бога-
тыревым. В середине XIX в. наследники купца были сосланы, дол-
гие годы усадьба пустовала. После революции, в 1920-е гг., иконо-
стас, «ломанный и сваленный в углу сарая», все-таки поступил в
музей, где на долгие годы и был сокрыт. Отреставрированные уце-
левшие иконы мы можем сегодня увидеть в историко-
краеведческом музее Екатеринбурга, а былое великолепие иконо-
стаса – представить по старым фотографиям.

    В последние 20–30 лет в ходе экспедиционной работы и благо-
даря энтузиазму исследователей изменилось отношение к старооб-
рядческому наследию, начата последовательная и серьезная работа
по их изучению.

    Сегодня можно сказать, что учеными сделано немало: уста-
новлены имена художников-иконописцев и время создания со-
хранившихся икон, рассмотрено влияние различных художест-
венных стилей от барокко до романтизма и реалистической мане-
ры письма. Издание альбомов «Невьянская икона», «Уральская
икона», «Сибирская икона» – важные вехи на этом пути, откры-
вающие новые возможности для широкого изучения уральских
школ иконописи.

    Певческое искусство
    Органично входила в храмовое действо духовная музыка. Тра-
диции профессионального певческого искусства на Урале были
заложены строгановскими мастерами Стефаном Голышом и Исай-
ей Лукошковым.
    Надо сказать, что в певческом искусстве, так же как и в других
формах религиозного искусства того времени, происходит «встре-
ча» и столкновение старинных русских традиций монодического
(одноголосного) пения с новым, партесным (от слов «пение по
партиям» – партесам), многоголосным.

                                                176
   172   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182