Page 178 - Очерки истории культуры Урала
P. 178

Исследователи музыкальных древнерусских традиций отмеча-
ют, что «монодическое <...> пение, подобно древней иконописи,
как бы плоскостное, одномерное, противопоставлялось новой,
полной энергии и сил музыке барокко. В ней возникает чувство
пространства, <...> [она] передает ощущение движения и света,
типичные для всего искусства эпохи барокко»74.

    Во второй половине XVII в. строгановские певцы осваивают
многоголосное, партесное пение. Сохранились сведения о церков-
ном хоре «неофитовских певчих» (по имени архиепископа Неофи-
та, при котором хор был организован), существовавшем в 1850–
1860-е гг. в Перми. Виртуозное исполнение этого коллектива при-
влекало так много людей, что Крестовая церковь, в которой они
пели, не могла вместить всех молящихся.

    Церковно-хоровые традиции долгое время оставалось основ-
ным средством приобщения к музыке. О важности организации
певческого обучения школьников писал В. Татищев, который ре-
комендовал «для лучшего обучения» ежедневно посылать в цер-
ковь двух-трех учеников, чтобы читать и петь во время служб. В
конце XIX – начале ХХ в. церковные хоры были очень популярны.
Они выступали с концертами, на которых звучала духовная музы-
ка русских композиторов Д. Бортнянского, А. Гречанинова,
П. Чайковского и др. Интересно, что исполнялись и произведения
западноевропейских композиторов. Так, в ноябре 1910 г. в концер-
те хора Рождество-Богородицкой церкви в Перми прозвучала ора-
тория И. Гайдна «Семь слов Спасителя на Кресте», а в декабре
следующего года екатеринбургский архиерейский хор исполнил
фрагменты из «Реквиема» В.-А. Моцарта.

    Вплоть до XX в. сохраняются традиции старинного, древне-
русского певческого искусства в старообрядческой среде. Извест-
но, что в этой среде исполнялись духовные стихи и песни, тексты
которых существовали в рукописном варианте, а напев передавал-
ся изустно. Их пели на свадьбах и на поминках, в домашнем быту
и в процессе повседневного труда. В дни постов исполнялись ду-
ховные песни покаянного содержания («Господи, помилуй»), мо-
литвенных посвящений святым («Ой, кто Николая любит»), стихи,
близкие по жанру к повествованию («Жил юный отшельник»).

    Традиции церковной музыки на Урале были очень важным
элементом духовной культуры. К началу ХХ в. они тесно взаимо-

74 Владышевская Т. Ф. Музыка Древней Руси // Вагнер Г. К., Владышевская
Т. Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1993. – С. 217.

                                                177
   173   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183