Page 179 - Очерки истории культуры Урала
P. 179

действовали с профессиональной светской музыкой, что создавало
новые возможности для ее развития.

    Лицевое шитье
    Художественное шитье относят к декоративно-прикладному
искусству. Лицевое шитье (в отличии от «золотного», т.е. орна-
ментального) – это изображение ликов святых, евангельских или
библейских сюжетов. Лицевым шитьем украшались литургическая
утварь, облачения духовенства, пелены на раки святых. В шитье
использовали дорогие ткани – тафту, атлас, бархат – серебряные и
«золотные» нити, украшали его драгоценными камнями.
    Вышивальные мастерские, или «светлицы» были не только в
женских монастырях, но и во многих богатых домах. Особое место
в истории древнерусского шитья принадлежит художественным
мастерским Строгановых. Исследователи насчитывают более 150
произведений, вышедших из них с конца XVI до начала XVIII в.
    Рукодельницы, работавшие в строгановских светлицах, выра-
ботали свой особый стиль, создав вышивки высочайшего художе-
ственного уровня, отличавшиеся классическим построением ком-
позиции, изысканными цветовыми решениями и совершенным
шитьем, поспорить с которыми могло в то время только шитье из
царских светлиц.
    Строгановские вышивки имеют подчас такую плотную «пан-
цирную» поверхность, что уподобляются произведениям ювели-
ра. Мастерицы использовали ряд приемов для придания рельеф-
ности своим произведениям, богато украшали их, обнизывали
жемчугом. Недаром эти вышивки сравнивают с иконами в драго-
ценных окладах.
    В первой половине ХVII в. образный строй строгановского ли-
цевого шитья ближе к иконописи, сдержаннее, монументальнее.
Так, в Пермской картинной галерее хранится использовавшаяся в
церковном обиходе пелена, изображающая убийство царевича
Дмитрия. Как отмечает О. Власова, о мастерстве вышивальщицы
говорят «психологическая напряженность, яркая индивидуаль-
ность персонажей, изображенных в этом произведении»75.
    К концу XVII в. в строгановском шитье происходят заметные
сдвиги: композиции становятся более камерными, более деталь-

75 Власова О. Золотое шитье Прикамья //Юный художник. – 1988 – №.7. –
С. 38.

                                                178
   174   175   176   177   178   179   180   181   182   183   184