Page 62 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 62

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                     Из «МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
                        ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ И РАЗВИТИЮ ДЕТСКИХ КРАЕВЕДЧЕСКИХ
                                      ОБЪЕДИНЕНИЙ»

                     (Приложение к письму Департамента молодежной политики,
                    воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России

                                         от 12 января 2007 г. № 06-11)

                              Инварианты школьного музея
                                  (типы, профили, жанры)

       Самобытность школьного музея определяется прежде всего тем, что он –
музей особого типа. Являясь частью музейно-педагогического процесса, он ад-
ресован детской аудитории, имеет ярко выраженную образовательную направ-
ленность, строит свою работу на основе активного вовлечения в деятельность
и сотворчество учащихся, детей и педагогов, детей и родителей, а также дру-
гих помощников и партнеров. Как только музей в школе утрачивает эти харак-
теристики и старается походить на традиционный музей, он встает на путь, ко-
торый ведет в тупик.

       К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который
также имеет столетнюю историю развития. Как и школьный, он обращен к дет-
ской аудитории и семье, направлен на развитие ребенка и строит свою деятель-
ность на основе использования интерактивных методик. Последнее подразуме-
вает самое непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда ма-
териалов, доступных для тактильного восприятия, использование своеобразных
путеводителей («творческих заданий», «листков активности», «рабочих тетра-
дей»), заменяющих экскурсию. Однако в детском музее преимущественное
внимание уделяется активизации процесса восприятия музейного материала,
тогда как в школьном – вовлечению детей в создание проектов.

       Школьные музеи представляют достаточно богатую профильную палит-
ру. Это историко-краеведческие, художественные, народного быта и культуры,
истории школы, образования, наконец, естественнонаучные и технические.
Очевидно явное преобладание, в количественном отношении, музеев военно-
исторического профиля (2/3 из них посвящены событиям Великой Отечествен-
ной войны 1941-1945 гг.).

       Однако и специалисты, и сами «пользователи» (по данным социологиче-
ского опроса) указывают на большой потенциал и реальную ценность музеев
историко-краеведческого профиля в силу возможности их большей интеграции
в учебный процесс и сферу дополнительного образования детей. Особенно пер-
спективным представляется в этом контексте вовлечение школьных музеев в
краеведческую деятельность, их ориентацию на детско-юношеский туризм.

       Представляется также, что школьный музей должен работать не только с
понятием профиль. Особого внимания сегодня заслуживает проблема опреде-

                                                           62
   57   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67