Page 65 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 65

тактов с туристскими центрами района, прежде всего детскими туристскими
центрами.

       Музей–игротека. Это может быть музей игр и игрушек, часть которых
принесена из дома, но основная – изготовлена руками детей, например, на уро-
ках технологии. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций
театрализованные занятия со школьниками младших классов, группами про-
дленного дня, а также предлагает выездные представления близлежащим дет-
ским садам и школам. Необходимой составляющей деятельности подобного
музея является изучение истории производства и бытования игрушки. Важная
роль отводится также сценарно-постановочному аспекту, т.е. созданию специ-
альных сценариев для проведения тематических занятий. Это определяет целе-
сообразность введения в программу занятий с активом факультатива «Музей-
ный сценарий».

       Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или учреждениях
профессионального образования (начального, среднего), где готовят будущих
кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготов-
ления и потребления пищи была связана с историей, национальными праздни-
ками и обычаями, традициями того или иного народа, а музейные посиделки
приносили радость неформального общения всем участникам. Об органичности
подобного жанра свидетельствует то, что многие детские музеи практикуют за-
нятия, на которых можно научиться приготавливать пищу по старинным рецеп-
там или окунуться в атмосферу традиционного для той или иной страны засто-
лья. К примеру, здесь можно приобщиться к традиции празднования на Руси
Масленицы, Пасхи, именин и других календарных и семейных праздников. В
этом случае обыкновенное, на первый взгляд, застолье приобретает оттенок
«исторической игры».

       Музей–ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреа-
ционного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции,
изготовленной обучающимися в мастерских своей или окрестных школ. При
организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в празд-
никах или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в
таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетин-
гу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориенти-
рованных на обучения подобным профессиям.

       При выборе того или иного профиля или жанра прежде всего приходится
учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевид-
ным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнооб-
разнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем
шире поле его деятельности, многочисленнее актив и интенсивнее связь со спе-
циалистами и местным сообществом. В то же время ориентация на специфику
школы является далеко не единственным критерием. В конечном итоге, успех
будет зависеть от инициативы, фантазии и активности тех, кто хочет делать му-
зей и сотрудничать с ним.

                                                           65
   60   61   62   63   64   65   66   67   68   69   70