Page 64 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 64
это способствует органичному включению музея в учебный процесс, а также в
сферу дополнительного образования детей.
Музей–лаборатория. Этот жанр очень близок музею–мастерской. Отли-
чие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет
свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического про-
филя, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах.
Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и обо-
рудование.
Музей–клуб, музей–театр. Экспозиция музея данного жанра, как правило,
достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм
клубно-кружковой деятельности. Она органично включается в работу школьно-
го театра, становится основой для преподавания страноведения, изучения куль-
туры, обычаев, языка того или иного народа и пр. Фонды музея–театра или му-
зея–клуба могут быть представлены театральными костюмами, фото- и кинодо-
кументами о театральных постановках, афишами, летописями истории театра
или клуба, выпусками журналов и газет, рефератами по культуре или обычаям
изучаемой страны, музыкальными записями и пр.
Теперь охарактеризуем музей, который становится органической частью
тех школ, где существуют классы коррекции или учатся дети, нуждающиеся в
социальной реабилитации.
Музей–адаптационный центр. Это может быть музей с четко выявленной
социально-психологической задачей – создание атмосферы психологически
комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея – психолог, ра-
ботающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими от-
клонения в развитии, с инвалидами. Важно, чтобы работа музея велась по спе-
циально разработанной, рассчитанной на длительной срок программе, учиты-
вающей специфику аудитории. Само экспозиционное пространство должно
создавать “разгрузочную” среду, способствующую созданию климата довери-
тельного общения, а также вовлечению детей в различные виды деятельности.
Кратко попытаемся очертить возможности следующих трех жанров, ко-
торые мы определили как гипотетически возможные. Деятельность таких музе-
ев имеет не только гуманитарное значение, но и напрямую связана с новыми
экономическими реалиями, поскольку может способствовать улучшению мате-
риального положения и школ, и обучающихся.
Музей–экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе
активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или
иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного
экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику
и предлагает этот «продукт» образовательным учреждениям своего района, в
том числе через циклы лекций (включая выездные) и экскурсий. Создание тако-
го музея возможно на основе введения в программу школы факультатива по
«Экскурсоведению», в который войдут такие дисциплины как краеведение,
экологический туризм, мастерство экскурсовода и др. Для более эффективной
деятельности музея данной направленности необходимо укрепление его кон-
64