Page 63 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 63

ления жанра как оптимального способа реализации своей самобытности и сво-
их возможностей на уровне современных музейных технологий.

       Можно выделить пять жанров, главным критерием определения которых
стали способ и уровень интеграции в учебный процесс и сферу дополнительно-
го образования детей. Это следующие жанры:

       1. Музей–экспозиция (выставка).
       2. Музей–мастерская (студия).
       3. Музей–лаборатория.
       4. Музей–клуб, музей–театр.
       5. Музей–адаптационный центр.
       К возможным отнесем:
       6. Музей–экскурсионное бюро.
       7. Музей–игротека.
       8. Музейное кафе.
       9. Музей–ярмарка.
       Прежде чем кратко охарактеризовать каждый из этих жанров, следует
особо подчеркнуть, что едва ли они могут существовать в чистом виде. Мы вы-
делили их на уровне модельного проектирования с учетом главной, ведущей
характеристики. В реальности каждый школьный музей представляет собой не-
кий конгломерат, синтез различных характеристик. Вопрос лишь в их иерархии,
соразмерности и соподчинении. С учетом сказанного перейдем к характеристи-
ке жанров.

       Музей–экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой бо-
лее или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для интерак-
тивного использования (закрытые витрины и шкафы, жесткая развеска). Экспо-
зиционное пространство строго локализовано, используется преимущественно
для проведения экскурсий по определенной, достаточно ограниченной темати-
ке. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в
качестве иллюстрации. В условиях школы такой музей чаще становится фактом
престижа, внешкольная, кружковая, досуговая деятельность представлена ми-
нимально.

       Этот жанр школьного музея нуждается в наращивании целого ряда функ-
ций. При инициативе руководителя и школьного актива он, несомненно, обла-
дает большими перспективами.

       Следующие три жанра уже сейчас четко сориентированы на развитие оп-
ределенных профильных дисциплин, на расширение опыта, знаний и умений
учащихся в основной или дополнительной сфере образования. Они чаще всего
получают развитие в школах, сориентированных на ту или иную область зна-
ния или жанр искусства.

       Музей–мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается
в этом музее таким образом, что в нем обязательно присутствуют рабочие зоны
для творческой деятельности учащихся. Иногда такой музей располагается в
классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских.
Экспозиции может быть также рассредоточены по отдельным кабинетам. Все

                                                           63
   58   59   60   61   62   63   64   65   66   67   68