Page 61 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 61
В настоящее время значимой составляющей деятельности образователь-
ных организаций становится сетевое партнерство.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст.15
определено, что «сетевая форма организации образовательных программ …
обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной програм-
мы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих об-
разовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходи-
мости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации образова-
тельных программ с использованием сетевой формы наряду с организациями,
осуществляющими образовательную деятельность, также могут участвовать
научные организации, медицинские организации, организации культуры, физ-
культурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходи-
мыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной
практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотрен-
ных соответствующей образовательной программой»37.
Поскольку в основную образовательную программу школы наряду с про-
граммами формирования универсальных учебных действий и программами
учебных курсов входит программа воспитания и социализации, можно сказать,
что организация сетевого взаимодействия школьного музея с другими образо-
вательными, научными или культурными институциями рассматривается как
одна из форм воплощения в жизнь установок федерального закона. Мы соли-
дарны с точкой зрения директора Центра правовых прикладных разработок Ин-
ститута образования ВШЭ С. В. Янкевича, который считает, что сетевое взаи-
модействие – «система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечиваю-
щая доступность качественного образования для всех категорий граждан, ва-
риативность образования, открытость образовательных организаций, повыше-
ние профессиональной компетентности педагогов и использование современ-
ных технологий»38.
В частности, при организации сетевого взаимодействия школьных музеев
могут быть решены такие задачи, как объединение ресурсов для изучения от-
дельных тем учебных дисциплин и предметных областей (например, по исто-
рии, географии или культуре родного края), проведение совместных мероприя-
тий воспитательной направленности (творческие – фестивали, праздники, пер-
фомансы; образовательные – мастер-классы, семинары, тренинги, дискуссии;
проекты – социокультурные, исследовательские), разработка совместных нор-
мативных и методических документов (Приложение 4).
Главное достоинство сетевого взаимодействия – это организация продук-
тивной коммуникации в пространстве музея между внутренними и внешними
социальными партнерами. А средства, обеспечивающие процесс коммуника-
ции, могут быть самыми разными – от реального взаимодействия в физическом
пространстве музея до опосредованного информационными технологиями.
37 Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ. Ст. 15. URL:
https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/15/
38 Янкевич С.В. Сетевая форма реализации образовательных программ: организационно-правовые аспекты.
URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/12/05/1113254037/Сетевое взаимодействие_правовые аспекты.pdf.
61