Page 13 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 13

индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, реализую-
щий принципы личностно-ориентированного обучения; направленность на эс-
тетическое развитие как важнейшую составляющую процесса формирования
духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.

       Коммуникация внутри музейного пространства осуществляется в сле-
дующей логике: от информирования (показа) – к творческому взаимодействию.
Наследуя сложившуюся традицию экскурсионной практики, посетителям музе-
ев предлагаются первичные сведения о музее, его коллекциях, о профиле его
деятельности. Ориентационно-информативная деятельность может стать осно-
вой для знакомства с музеем на более высоком уровне – как с образовательным
пространством, в котором происходит обучение через активные формы музей-
ных уроков, познавательные игры или мастер-классы по освоению каких бы то
ни было видов деятельности, связанных с представленными в экспозиции арте-
фактами. Творческая составляющая выступает составным компонентом образо-
вания в музее. Свое развитие она получает в работе музейных студий, проведе-
нии конкурсов и фестивалей.

       Отличительной характеристикой занятий в музее становится их нефор-
мальный характер. Успешной музейно-педагогическая деятельность становится
тогда, когда музей входит в сферу жизненных интересов посетителя (ребенка и
взрослого), становясь и источником новых знаний, и местом рекреации и со-
держательно наполненного досуга.

1.2. Работа со школьниками в музее:

содержание и формы

Важнейшей задачей работы с детьми и подростками в пространстве музея

становится приобретение нового социально-культурного опыта в процессе при-

общения к комплексу традиционных и актуальных культурных норм и ценно-

стей. Условием продуктивности этого процесса становится развитие особой

сензитивности личности, проявляющейся в сопереживании исторических собы-

тий, эстетическом созерцании музейных предметов, и креативности, реали-

зующейся в самостоятельной деятельности. Самое посещение музея должно

стать для школьника своеобразным «запускающим механизмом» для творче-

ской самореализации.

Первыми активно разрабатывать музейно-педагогические программы для

                       школьников стали художественные музеи. В Русском музее

                       был создан отдел «Российский центр музейной педагогики и

                       детского творчества» Русского музея, который занимается во-

                       просами взаимодействия художественного музея с системой

                       образования. Сотрудниками отдела был разработан комплекс

Рис. 2. Образователь-  музейно-педагогических программ «Здравствуй, музей!». Его
ный портал Русского    разделы «Мы входим в мир прекрасного», «Мир музея»,
 музея «Здравствуй,    «Путь в изобразительное искусство», «Изобразительное ис-

         музей!

                       13
   8   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18