Page 13 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 13
индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей, реализую-
щий принципы личностно-ориентированного обучения; направленность на эс-
тетическое развитие как важнейшую составляющую процесса формирования
духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения.
Коммуникация внутри музейного пространства осуществляется в сле-
дующей логике: от информирования (показа) – к творческому взаимодействию.
Наследуя сложившуюся традицию экскурсионной практики, посетителям музе-
ев предлагаются первичные сведения о музее, его коллекциях, о профиле его
деятельности. Ориентационно-информативная деятельность может стать осно-
вой для знакомства с музеем на более высоком уровне – как с образовательным
пространством, в котором происходит обучение через активные формы музей-
ных уроков, познавательные игры или мастер-классы по освоению каких бы то
ни было видов деятельности, связанных с представленными в экспозиции арте-
фактами. Творческая составляющая выступает составным компонентом образо-
вания в музее. Свое развитие она получает в работе музейных студий, проведе-
нии конкурсов и фестивалей.
Отличительной характеристикой занятий в музее становится их нефор-
мальный характер. Успешной музейно-педагогическая деятельность становится
тогда, когда музей входит в сферу жизненных интересов посетителя (ребенка и
взрослого), становясь и источником новых знаний, и местом рекреации и со-
держательно наполненного досуга.
1.2. Работа со школьниками в музее:
содержание и формы
Важнейшей задачей работы с детьми и подростками в пространстве музея
становится приобретение нового социально-культурного опыта в процессе при-
общения к комплексу традиционных и актуальных культурных норм и ценно-
стей. Условием продуктивности этого процесса становится развитие особой
сензитивности личности, проявляющейся в сопереживании исторических собы-
тий, эстетическом созерцании музейных предметов, и креативности, реали-
зующейся в самостоятельной деятельности. Самое посещение музея должно
стать для школьника своеобразным «запускающим механизмом» для творче-
ской самореализации.
Первыми активно разрабатывать музейно-педагогические программы для
школьников стали художественные музеи. В Русском музее
был создан отдел «Российский центр музейной педагогики и
детского творчества» Русского музея, который занимается во-
просами взаимодействия художественного музея с системой
образования. Сотрудниками отдела был разработан комплекс
Рис. 2. Образователь- музейно-педагогических программ «Здравствуй, музей!». Его
ный портал Русского разделы «Мы входим в мир прекрасного», «Мир музея»,
музея «Здравствуй, «Путь в изобразительное искусство», «Изобразительное ис-
музей!
13