Page 10 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 10
задач учебного заведения. Например, начало музею Горного института в Санкт-
Петербурге положил учебный минеральный кабинет, собранный для изучения
студентами горных пород, минералов, руд, горных работ и металлургических
процессов. В 1791 году, благодаря заботам и патронажу российских Императо-
ров, инициативе начальников и профессоров университета о постоянном расши-
рении экспозиционных площадей и пополнении музейного собрания уникаль-
ными и ценными коллекциями, кабинет получил статус Музея.
Вторая модель (конец XIX – начало ХХ вв.) – просветительная, в рамках
которой происходит осмысление назначения музея и разграничение функций
учебных заведений и музея основным назначением которого является научно-
просветительская миссия. Так, в начале XIX в. В России для обучения специа-
листов в области сельского хозяйства стали открываться специальные учебные
заведения. В одном из них, Московской земледельческой школе был открыт
музей, в котором были собраны модели земледельческих орудий и машин, ми-
нералы, хлебные семена, коллекции растений, строительных материалов. Это
был один из лучших музеев при образовательных учреждениях того времени.
Третья модель (20–50-е гг. ХХ в.) – социально-политическая. Она опреде-
ляет роль музея как общественного института, осуществляющего посредством
своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культур-
но-идеологической среды.
Для реализации идеи «музеи должны превратиться в опорные пункты
пропаганды и агитации, занять определенное место на фронте классовой борь-
бы и социалистического строительства» (Н. К. Крупская), школьные музеи бы-
ли призваны вести работу в этом направлении. Еще с 1930-х гг. перед школь-
ными музеями были поставлены задачи создания уголков, выставок краеведче-
ской направленности. При этом представленное в музее было призвано иллю-
стрировать торжество марксистко-ленинской идеологии и советского строя.
В изданном сразу после Великой Отечественной войны Положении о
массовом туристском походе – «Поход пионеров и школьников по изучению
родного края» (1945), главной задачей провозглашалось создание краеведче-
ских музеев в школе, в которых должны быть представлены данные об объек-
тах природы, памятниках истории и культуры родного края. Как считается,
«участие в путешествии компенсировало послевоенную нехватку учебных по-
собий в области истории, географии, литературы»5. Во второй половине 1940-х
– середине 1950-х гг. появились первые инициативы по созданию обществен-
ных музеев боевой славы.
Четвертая модель (1960 – середина 1980-х гг.) – информативная, харак-
теризующаяся отношением к музею как средству распространения знаний,
имеющих научный характер. Работа с посетителями носит идейно-
воспитательный характер, при этом посетитель рассматривается как некий пас-
сивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию. Особое
5 Цуканов Ю.В. Основные направления деятельности общественности Черноземья по сохранению историче-
ской памяти о Великой Отечественной войне в 40-80-е гг. ХХ в. // Клио. 2014. №12 (96). С.54-58. URL:
http://naukarus.com/osnovnye-napravleniya-deyatelnosti-obschestvennosti-chernozemya-po-sohraneniyu-istoricheskoy-
pamyati-o-velikoy-otechestve.
10