Page 12 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 12
Классический музей Современный музей
Хранитель Уникальный
наследия культурный
символ
«Мемориальный музей- Инициатор социокуль-
храм» – турных изменений –
«музей-хранилище»
историко-культурных «Музей – модератор гу-
ценностей – ведомст- манитарных технологий
венная изоляция на основе ценностей» –
(замкнутость) «Музей – социокультур-
ный центр»
Рис. 1. Сравнительная характеристика классического
и современного музея (предложена Ю.Н. Суриковым)
Как справедливо пишет В. В. Мотина, современный музей призван стать
местом культурно-исторического диалога, а для этого ему нужно искать новые
формы общения зрителей с культурными ценностями: «Сегодня музей предъ-
являет посетителю событие, реализует акт вхождения в символическую, фик-
тивную, мифологизированную реальность. Современный музей совершает пе-
реход от слова к событию, превращая зрителя в действующее лицо, в героя-
адресата, заинтересованного и непременного участника. Иными словами, имен-
но в музее совершается образовательное действо, происходит сближение функ-
ции ранее разрозненных компонентов культуры: музей становится театром,
библиотекой и, что особенно важно, школой»8.
В силу того, что для музейной педагогики характерны интерактивность и
ориентация на индивидуально-личностное развитие посетителей, сам музей
стал рассматриваться как ресурс для творческой самоактуализации как детей,
так и педагогов; как пространство для неформального, но продуктивного обще-
ния детей и взрослых; как арт-терапевтическая и реабилитационная среда, в том
числе для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Сегодня музеи предлагают образовательные программы, которые ориен-
тированы на разные социальные и возрастные группы. Они позволяют реализо-
вать ключевое для современного мира понятие диалогичности: «вместо того
чтобы быть о чем-то или для кого-то, музей нового типа развивается вместе с
посетителями». Именно в диалоге актуализируются такие важные для музейной
педагогики основания, как органическая связь культуры и образования; обрете-
ние новых возможностей для интеграции, связывающих воедино учреждения
культуры и образования в культурно-образовательном поле; учет возрастных и
8 Мотина В.В. Культурно-образовательная деятельность музеев и музейная педагогика // Труды Санкт-
Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Том 195. С. 308.
12