Page 8 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 8

Существование многочисленных музеев обеспечивает не только сохране-
ние культурных ценностей, но и трансляцию социокультурного опыта будущим
поколениям. Таким образом, особое значение приобретает образовательная
функция музея.

Музейная педагогика как направление

деятельности и образовательная практика

       Музейная педагогика как направление деятельности и образовательная
практика активно вошло в нашу жизнь в последние десятилетия. Сама идея, что
в обучении и воспитании детей особое место может быть уделено внешкольно-
му (внеурочному) пространству, организованному по иному, нежели школа,
принципу, получила свое развитие в реализации музейно-образовательных про-
ектов.

           Немного информации
           Наибольшая концентрация музеев Свердловской области – в городе Екатерин-
    бурге. Здесь расположено 18 музейных площадок.
           Лидером по музейной сети является Восточный управленческий округ Сверд-
    ловской области – здесь расположено 32 музейные площадки. Высокая плотность му-
    зеев в Горнозаводском управленческом округе Свердловской области – 22 музейные
    площадки. В Северном управленческом округе Свердловской области – 16, в Южном
    управленческом округе Свердловской области – 13, наименьшее количество музей-
    ных площадок представлено в Западном управленческом округе Свердловской облас-
    ти – 10.
           В 37 муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердлов-
    ской области, нет музейных учреждений (, а в 22 муниципальных образованиях суще-
    ствующее количество музеев недостаточно для обеспечения необходимого уровня
    услуг в данной сфере культуры.

       Смена пространств – это не просто перемещение из школы в музей, но и
изменения ценностных полей, в которых находятся дети и подростки. Именно
поэтому сегодня на музейную педагогику возлагаются множественные задачи:
от приобщения к историко-культурному наследию до формирования и развития
социально значимых качеств личности. Создается впечатление, что, обнаружив
потенциал музея, педагоги стали смотреть на него, как на панацею от многих
бед – дегуманизации, разобщенности, утраты идентичности. Музей как инсти-
тут хранения коллективной памяти стал восприниматься как образовательное
пространство, воспитывающее в человеке чувство «духовной оседлости»
(Д. С. Лихачев) через приобщение к социокультурному опыту народа, региона,
страны.

       В Концепции развития музейной сферы в Свердловской области на пе-
риод до 2020 года музейная педагогика рассматривается как интеграционная
научная дисциплина, которая исследует образовательные аспекты музейной

                                                            8
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13