Page 11 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 11

внимание уделяется оформлению экспозиций, стендов, музейных уголков, а
рассказ о представленных в них экспонатах становится основой для экскурсий.

       Пятая модель (конец 1980-х – 2000 гг.) – коммуникативная, которая в от-
личие от информативной модели, рассматривает посетителя как активного уча-
стника культурного диалога, строящегося на партнерских отношениях. Данная
модель реализуется через разработку творческих авторских музейно-
педагогических программ, разработку инновационных музейно-
образовательных технологий, проектирование экспозиций как интерактивного
музейного пространства6. Для школьных музеев эта работа рассматривается се-
годня как наиболее привлекательная.

       Несмотря на то, что современное состояние музейной деятельности ис-
следователи относят к последней по времени модели – коммуникативной –
многие формы работы в том или ином виде присутствуют и сегодня.

       Актуальными направлениями музейной педагогики становятся 1) поиск
новых форм взаимодействия с посетителями, в том числе по формированию ис-
торического сознания, 2) развитие творчески активного зрителя, не только го-
тового к восприятию самых разных форм культуры, но и способного преобра-
зовывать окружающее пространство. Этому способствует включение музейно-
педагогического компонента в образовательные практики дошкольного, общего
и дополнительного образования.

       Как отмечает Ю. Н. Суриков, в музее как культурно-просветительском
пространстве достигается гармоничное сочетание наглядных, словесных, прак-
тических и интерактивных методов и форм образования, реализуется диалог
культур.7

       Сопоставляя «классический» и «современный» музеи, музеологи и педа-
гоги обнаруживают, что развитие этого социального института шло от изоля-
ции и замкнутости как ведомственного учреждения культуры, связанные с
функцией «хранения» наследия и культурной памяти, – к «открытию» музея
обществу через реализацию социально-культурных проектов.

       Если ранее самый принцип наглядности, сформулированный еще в тру-
дах Я. А. Коменского, трактовался узко – как непосредственное наблюдение за
предметами и явлениями окружающего мира и в таком качестве включался как
доминирующий в экскурсионной практике, то в современном образовании он
понимается как наглядно-деятельностный. Наглядно-деятельностный принцип
обобщает имеющийся и приобретенный социально-культурный опыт посетите-
лей в процессе общения с музейным пространством.

6 Макеева И.А. Культурно-образовательная деятельность музея: содержание и формы // Вестник Костромского
государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Со-
циальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика. 2011. Том 17. №4. С. 164-165.
7 Суриков Ю.Н. Возможности музейной педагогики в развитии социокультурного пространства и личности:
региональный аспект // Человек как субъект социально-педагогического взаимодействия материалы Междуна-
родной научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л. М. Лузиной. Министерство
образования и науки Российской Федерации; Псковский государственный университет. 2016. С. 289.

                                                           11
   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15   16