Page 9 - Школьный музей в мире современных технологий: проблемы и перспективы
P. 9
коммуникации и методически обеспечивает культурно-образовательную дея-
тельность музея.4
Музейную педагогику в современных исследованиях рассматривают и
как составную часть науки об обучении и воспитании (педагогики); и особый
вид культурно-образовательной деятельности, основанный на активном взаи-
модействии посетителя с музейным пространством и его предметной средой; и
собственно формы и методы работы с посетителями различного возраста по
приобщению к ценностям культуры.
Считается, что свое начало музейная педагогика ведет от XIX в., когда в
Германии стали развиваться формы работы с детьми и подростками в про-
странстве музеев. Хотя в истории образовательно-воспитательные задачи музеи
начали решать гораздо раньше, еще со времен создания первых собраний и
коллекций, когда появились первые кунсткамеры (кабинеты редкостей) с их
удивительные экспонатами, пробуждающими любознательность и желание уз-
нать больше о минералах и раковинах, зоологических и ботанических редко-
стях, увидеть анатомические препараты, старинные монеты и медали.
Так, еще с конца XVII в. для научных и просветительских целей появи-
лись первые музейные собрания. Известно, что в 1698 г. в Галле (Германия)
была создана коллекция редкостей, решавшая в том числе и образовательные
задачи. В одном собрании были объединены традиционные для того времени
природные «диковинки», мюнцкабинеты (нумизматические коллекции), пред-
меты истории и культуры разных народов, книги и инструменты, которые ис-
пользовались в научной и практической деятельности. Эта музейная коллекция
была связана с Сиротским домом – образовательным учреждением, воспитан-
ники которого получали, таким образом, возможность изучать медицину или
фармацевтику.
XVIII–XIX вв. – время, когда идеи просветителей стали определяющими
для педагогической деятельности. Собственно, в этот период и развиваются
идеи об образовательном потенциале музея и определяются направления такого
музейной деятельности. Можно сказать, что не только возникновение музеев,
но и музейно-педагогическая деятельность возникает из потребности обратить-
ся к объектам природного или культурного наследия как к истинным ценно-
стям, связанным не с удовлетворением утилитарно-прагматических нужд, но с
одухотворением самой жизни. В этом многим исследователям видится гумани-
стический потенциал музея.
Обобщенно представляя развитие музея как культурно-образовательной
среды, исследователи выделяют пять моделей, которые и сегодня определяют
музейно-педагогическую деятельность.
Первая модель (вторая половина XVIII в.) – образовательная. Она связана
с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного института
Санкт-Петербурга, Минералогический, Зоологический и др. музеи Московского
университета), создание и деятельность которых была обусловлена решением
4 Концепция развития музейной сферы в Свердловской области на период до 2020 года [утверждена Постанов-
лением Правительства Свердловской области от 06.11.2012 № 1238-ПП]. URL:
http://docs.cntd.ru/document/423841166.
9