Page 72 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 72

достопримечательности и знаменитости. Таким предстает в сознании
детей и школьный музей, который тоже получает местное значение. В
числе тем и названий первое место занимают: «Музей истории шко-
лы» (варианты: «Школьник», «Про школу», «Музей школьной жизни»,
«Моя школа», «От школы до института» и пр.). Нередко учащиеся пред-
лагают выйти за пределы школьного здания. Впрочем, они не советуют
отходить от него далеко и «проектируют» музеи: «Родной край: исто-
рия, природа, достопримечательности», «Судьба моего района», «Наш
округ».

   Но большинство предложений отражают все же мир детских увле-
чений и интересов: «Старинные куклы», «Мир загадок», «Школьный
музей познания литературы», «Воин», «Спорт», а также – «Музей на-
ших находок», «Музей моих экспонатов», «Мастерство детей», «Музей
детских поделок», «Про мои истории и все, что с ними связано».

   Отвечая на прямо поставленный вопрос «Чем, по Вашему мнению,
музей в школе должен отличаться от других музеев?», школьники так-
же выделяют две его особенности. Это адресность («Он должен быть
адресован детям и быть интересен для них») и прямое участие детей
в его создании («Часть экспонатов для него создается руками детей»).
Точно те же две позиции выделили в качестве ведущих при ответе на
этот вопрос педагоги.

   В итоге опрос подтвердил, что основные «потребители» считают
главной чертой специфики школьного музея как «музей для детей и
руками детей». Последнее (руками детей), трактуется широко и под-
разумевает участие школьников во всех видах деятельности музея. Од-
нако не следует игнорировать и стремление учащихся видеть в музее
экспонаты, изготовленные своими руками, собственные коллекции и
находки.

   1.2. Потенциальные возможности
   образовательно-воспитательного воздействия
   Рассматривая школьный музей как центр музейно-педагогической и
краеведческой работы в школе, мы вправе констатировать, что он явля-
ется уникальной точкой преломления культуры и образования. Поэто-
му «музейность» обретает здесь новое качество. Передача социальной
памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется здесь
как бесконечный акт творческой реализации и культуротворчества
его создателей и «пользователей», к которым относятся руководитель

                                            70
   67   68   69   70   71   72   73   74   75   76   77