Page 71 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 71
1. Музей как центр музейно-педагогической
и краеведческой работы в школе
1.1. Специфика школьного музея
В сочетании школьный музей ключевым является слово музей. Как
и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, прису-
щих этому социальному институту. К традиционным его функциям от-
носятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также
использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей
должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом
музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным простран-
ством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою дея-
тельность.
В сознании детей традиционный музей устойчиво ассоциируется с
прошлым. Здесь можно «ощутить» его, «окунуться в его атмосферу»,
«перенестись в него» из настоящего. А потому отличительной чертой
(и преимуществом) музея большинство учащихся считают возмож-
ность увидеть: «старинные», «давние», «древние», «исторические»
(«доисторические»), а также «редкие» или «дорогие» экспонаты («пред-
меты», «вещи», «памятники», «ценности», «достопримечательности»).
Это картины (наиболее часто называемый экспонат), скульптура, дра-
гоценности, книги и многое другое.
Отмеченную особенность многие переносят и на школьный музей.
Поэтому, отвечая на вопрос «Представьте, что Вы создаете музей в
школе. Придумайте для него название и напишите, каким он будет»,
предлагают такие названия: «Музей истории древнего мира», «Про
начало жизни на земле», «От первобытной истории до наших дней»,
«Древняя Русь», «Старинные изделия», «Палеонтологический музей
№ 2». Поскольку понятие музей часто ассоциируется с «художествен-
ный», появляется в этом списке «Музей картин», «Картинная галерея».
Однако подобных ответов немного. Рассуждая о школьном музее,
дети чаще всего расстаются со стереотипами и желанием, чтобы музей
в школе походил на «настоящий». Их предложения подтверждают, что
в школьном музее видится отражение не жизни далеких предков (что
подразумевает ориентация на глубокую «древность» и «старину»), а
прежде всего своей собственной.
На рубеже ХIХ и ХХ веков существовало понятие местного музея,
который отражал все аспекты жизни местного сообщества – природ-
ное окружение, историю, обычаи и традиции, уклад жизни, местные
69