Page 70 - Информационно-коммуникационные площадки по патриотическому
P. 70
туристско-краеведческой деятельности учащихся. Усиление краеведче-
ской составляющей образования, особенно если оно осуществляется
на базе школьного музея, – позитивная тенденция нашего времени и
лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поко-
ления.
Школьный музей обладает такими качественными и количествен-
ными параметрами открытости, которые, в конечном итоге, определя-
ют его уникальность по сравнению с другими музеями.
Школьный музей служит своим творцам. Те, кто создают этот музей
(актив, учащиеся и педагоги школы, совет содействия и пр.), являются
и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отли-
чает его от многих других музеев, включая государственные и ведом-
ственные, которые создаются одной группой лиц (специалисты-музео-
логи) для другой (аудитория).
Школьный музей интегрирован в учебно-воспитательный процесс:
через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием
конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием.
Подобная связь существует между школой и музеями других типов, но
не является столь тесной и интенсивной.
Школьный музей более, чем какой-либо другой, включен в жизнь
местного сообщества, а «качество жизни» его самого непосредствен-
ным образом связано с отношением к нему со стороны местной ад-
министрации (включая учебный округ района и методический центр
руководства работой музея), а также – близлежащих предприятий и уч-
реждений, местных средств массовой информации и, наконец, жителей
района (в том числе и прежде всего проживающих на данной террито-
рии родителей учащихся).
Отмеченные позиции со всей определенностью указывают на то, что
школьный музей как открытая система имеет трехуровневое строение.
Первый уровень – это собственно музей как центр музейно-педагоги-
ческой и краеведческой работы в школе; второй уровень – интеграция
музея в учебно-воспитательный процесс; третий уровень – связь музея
с местным сообществом.
Успешность функционирования этой трехуровневой системы зави-
сит от целого ряда внешних по отношению к ней факторов, из которых
наиболее существенными на сегодняшний день является профессиона-
лизм тех, кто причастен к работе школьного музея.
68