Page 332 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 332
нимать совокупность имеющихся образовательных возможностей, позво-
ляющих организовать педагогический процесс максимально эффективно
для решения задач развития личности. При этом мы осознаем, что приоб-
щение к народной культуре требует определенной рефлексии: необходимо
отчетливо представлять, какое значение народная крестьянская культура
в ее традиционных формах имеет для детей, живущих в сельской местнос-
ти, а какое приобретает для городских детей, особенно живущих в про-
мышленных центрах и мегаполисах.
Когда мы знакомим детей с народной культурой русских, необходимо
учитывать тот факт, что исторически традиционная культура не была не-
изменной, значит, есть потребность в понимании ее этапности, разделяя
период языческой Руси и христианской. Ее формы не всегда и не во всем
соответствуют современным представлениям (о морали, об окружающем
человека мире, о технике, которая стала частью повседневной жизни и пр.).
Следовательно, педагог должен помнить, что обращение к народной тради-
ции, прежде всего, решает задачи формирования ценностно-нормативной
шкалы (через эмоционально-личностное восприятие событий прошлого и
настоящего); восприятия образцов для подражания (на уровне поведения,
социальной коммуникации, творческих форм самопроявления); создания
новой предметной среды (например, продукты творческой деятельности
по образцам народного декоративно-прикладного искусства).
Путь формирования культурной идентичности можно представить как
путь по освоению последовательно раскрывающихся пространств, в ходе
которого и происходит процесс идентификации и выбора ориентиров.
Самое близкое пространство – пространство личности (его можно
обозначить как «Я-пространство») раскрывается через обращение к чело-
веку как таковому, через подчеркивание его отличительных черт и лич-
ностных качеств. Идея, лежащая в основе обращения к «Я-пространству»:
дать ребенку возможность, с одной стороны, ощутить собственную уни-
кальность, с другой стороны, открыть для себя мир родных и близких ему
людей в том числе и как смыслозначимый, как мир, в котором деятельнос-
тное начало, свойственное ребенку, может быть реализовано.
Личность человека проявляется через близкий ему мир – мир родного
дома («Мое пространство» создано близкими мне людьми и продолжает
созидаться в том числе и мною) как легко осваиваемое.
Таким образом, мы обнаруживаем два не совпадающих целиком, но
ценностно-значимых пространства – социальное пространство (близкие
ребенку люди – родители, братья и сестры, бабушки и дедушки, родствен-
ники, друзья) и пространство, «географически привязанное», – дом (род-
ной дом, в котором ребенок вырос, в котором живет вместе со своей семь-
330