Page 327 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 327

ственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способно-
стей в целях достижения жизненного успеха».4

    Н.А. Сиволобова предлагает классифицировать цели гражданско-пат-
риотического воспитания. Ею предлагаются три группы целей: по фор-
мированию гражданского сознания личности (формирование убеждений
в значимости ценностей мировой и отечественной культуры, признание
гуманистических ценностей и готовности к самоопределению; формиро-
вание критической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей,
общества; развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в не-
обходимости личной ответственности и дисциплины, торжества зако-
на; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения
и приумножения национальных культурно-исторических ценностей), по
формированию эмоциональной сферы (развитие чувства родины, долга,
достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование
чувства ответственности перед страной, государством; готовность быть
самостоятельным человеком; обладать независимостью мышления), по
развитию социально-активного поведения и формированию деятельной
личности (направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга,
достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротив-
ление злу, подавление асоциальных инстинктов, нацизма, жестокости и
вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств,
предприимчивости, навыков коммуникативного общения, социальной ак-
тивности, трудолюбия).5

    С точки зрения А.В. Беляева, гражданская позиция предполагает фор-
мирование опыта гражданского действия, позволяющего обучающимся
на различных этапах образования реализовывать важнейшие гуманисти-
ческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию
поведения, формировать и выражать ценностное отношение к обществу
и самим себе.6

    Традиционно работа по гражданско-патриотическому воспитанию
обучающихся ведется по следующим направлениям: духовно-нравствен-
ное, культурно-историческое, включающее регионально-культурный ком-
понент, гражданско-правовое, военно-патриотическое.

    Духовно-нравственное направление включает формирование нрав-
ственной основы личности; уважительного отношения к родителям, се-

4 Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся
в современном российском обществе // Образование личности. – 2014. – № 1. – С. 64.
5 Сиволобова Н. А. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания
учащихся//Мир образования – образование в мире. – 2012. – № 1. – С. 146–147.
6 См.: Беляев А. В. Социально-педагогические основы формирования гражданственно-
сти учащейся молодежи. – Ставрополь: СГУ, 1997. – 204 с.

                                           325
   322   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332