Page 333 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 333
ей). По сути, оба эти пространства могут быть обозначены как «домашнее
пространство».
Если ближнее пространство ребенок воспринимает по преимуществу
через себя самого, то следующий круг своим центром может содержать
дом. Дом одновременно выступает и как социокультурная категория и как
пространственная доминанта, размыкающая пространство дальше и глуб-
же: «географически» – в город (деревню, поселок), в котором живет чело-
век, социально – обращаясь к тем людям, которые жили и живут в данном
населенном пункте.
Следующий круг – регион. В центре круга – населенный пункт, в ко-
тором проживает ребенок, его близкие. Освоение пространства региона
начинается относительно родного города (деревни, поселка).
Поскольку пространство культуры является пространством постоян-
но расширяющимся, представленная схема может быть дополнена про-
странством страны, мира, углублена историческими реалиями и перипе-
тиями, осложнена множественными социальными связями и контактами.
Безусловно, освоение этого пространства в школьные годы только начина-
ется, а продолжается на протяжении всей жизни.
Результатом освоения этих пространств становится символизация.
Символизацию можно рассматривать как способ «наделения» окру-
жающего мира смыслами. Процесс символизации означает, что про-
странство маркировано человеком, что из неизвестного (угрожающего
в силу своей неосвоенности) или нейтрального (индифферентного по
отношению к человеку) оно становится освоенным и ценностно-значи-
мым. Это тем более важно, что в процессе символизации происходит не
только «узнавание» культуры, но и ее «присвоение». По сути, осваивая
пространства личности – дома – региона – страны человек становится
человеком культуры. Он осознает свою связь с родной культурой, на-
чинает себя понимать как ее представителя (процесс обретения иден-
тичности).
Способ освоения-присвоения пространства может идти в нескольких
направлениях: человек знакомится с окружающим миром (информацион-
ная составляющая доминирует), если информация оставит у ребенка след
в душе, на следующем этапе он сам захочет продолжать двигаться по этому
пути. Этот путь внутреннего проживания культуры приводит к активной
социально-культурной деятельности в дальнейшем.
Другой вариант. Ребенок принимает представленные сведения как дан-
ность, они становятся частью его информационного багажа. Возможно,
когда-нибудь в дальнейшем эта информация актуализируется как цен-
ностно значимая, возможно, так и останется не востребованной. В обоих
331