Page 334 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 334

случаях информация выполняет свою роль ориентира в культурном про-
странстве.

    Таким образом, в образовательной ситуации мы попытались реализо-
вывать оба составных компонента содержания образования: информаци-
онную составляющую («знания») и ценностно-ориентирующую на пути
освоения культурного пространства. В своем единстве они могут быть
рассмотрены как условия формирования позитивной идентичности. Мы
прекрасно понимаем, что выбор жизненной стратегии, собственного об-
раза является внутренней потребностью личности и поэтому не может
определяться извне. Поэтому мы лишь предлагаем путь, на котором, как
нам кажется, возможно обрести себя как человека культуры (или человека
с положительной культурной идентичностью).

    Особый интерес в данном контексте возникает, когда мы обращаемся к
культуре казачества.

    Казаков считают особой социально-культурной группой внутри рос-
сийской (чаще – русской) культуры. Созданы и действуют войсковые ка-
зачьи общества, возрождая культуру казаков как воинского сословия. В
регионах на территориях, прежде принадлежащих казакам, восстанавли-
ваются станицы и общины, в школах открываются казачьи классы, ведется
разговор о создании специальных казачьих институтов по аналогии с во-
енными институтами. Интерес к культуре казаков на протяжении послед-
них десятилетий достаточно стойкий. Это – хранящееся в коллективной
памяти воспоминание о свободолюбии и вольнице, о гордых и прекрасных
людях трагической судьбы, чему во многом способствовали увлечение ка-
зачьими песнями, внимание к костюму, языку.

    В связи с этим стоит задача воспитания казаков – социальной общ-
ности, опирающейся на определенные ценностные основы с четко обо-
значенной идентичностью. Для осознания принадлежности к социаль-
ной общности недостаточно следовать внешним образцам, необходимо
прикосновение к истории, ее переживание и понимание как личностно
значимой. Ответ на вопрос «что значит быть казаком?» предполагает,
что образ жизни определен служением Отечеству, повседневность рит-
мизирована церковным календарем, а образцами для подражания ста-
новятся герои прошлого. Укореняется представление, что казаки срод-
ни рыцарям, которые отличались личными доблестями, были смелыми
и мужественными, готовыми к лишениям. Им присущи благородство,
верность слову и великодушие. Они служили не по принуждению, но из
чувства долга. А значит, в моделях поведения, в самоощущении эти по-
ложительные черты должны воспроизводиться. Вопрос о соответствии
заявленного идеала и реального бытия не ставится, поскольку реализа-

                                           332
   329   330   331   332   333   334   335   336   337   338   339