Page 329 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 329
вания культурной идентичности носит стихийный и направленный харак-
тер. Под стихийным мы понимаем ненаправленный процесс формирова-
ния культурной идентичности, который связан с социальным окружением
растущего человека, его повседневной жизнью в семье и обусловлен ха-
рактером социальных взаимодействий и коммуникаций. Направленный
характер культурная идентичность приобретает в тех случаях, когда про-
исходит осознание собственного «Я» через получение знаний о культуре,
к которой человек принадлежит, и соотнесение себя с «другими» – теми,
кто относится/не относится к данной культурной общности (создается «Я-
образ»). В «Я-образ» входят представления человека о самом себе: о своем
внешнем облике, о личностных качествах, способностях, характере. Одной
из задач педагога является способствование формированию позитивного
«Я-образа», и, как следствие, позитивной культурной идентичности.
Психологи отмечают, что «Я-образ ... включает следующие формы:
Я-идеальное (идеальное представление о самом себе); Я-нормативное
(представление о своем соответствии определенным требованиям); Я-ре-
альное (представление о наличных качествах и свойствах).
На основе Я-образа... складывается Я-концепция – относительно устой-
чивая, в большей или меньшей мере осознанная система представлений
о самом себе, на основе которой [человек] строит свое взаимодействие с
другими людьми и относится к себе».8
Осознание своей культурной идентичности происходит в урочной и
внеурочной деятельности. Важными условиями формирования позитив-
ной культурной идентичности выступают эмоционально-положительный
фон, на котором происходит получение информации о культуре; положи-
тельное восприятие своих близких и самого себя как носителей культуры;
успешное усвоение ценностно-нормативной основы культуры; готовность
транслировать ценности культуры, участвуя в продуктивных видах де-
ятельности.
Для формирования культурной идентичности особое значение при-
обретает знакомство с ценностями родной культуры. В многочисленных
научно-методических публикациях предлагаются конкретные разработки
занятий с детьми самого разного возраста, посвященные освоению народ-
ных традиций. В то же время нам не раз приходилось сталкиваться с такой
ситуацией: в обращении к русским традициям в детском саду, школе сме-
шиваются в причудливом единстве древнеславянские, языческие и хри-
стианские культурные практики. А поскольку ставятся задачи не просто
познакомить с народными традициями с целью их освоения, формирова-
8 Гарбузова Г. В. Процесс формирования профессиональной идентичности студентов //
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герце-
на. – 2007. Выпуск № 44, том 18. – С. 341.
327