Page 328 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 328

мейным ценностям и семейным традициям; воспитание социально-актив-
ной и социально-ответственной позиции по отношению к себе, обществу,
своей стране; воспитание трудолюбия; формирование позитивного отно-
шения к здоровому образу жизни.

    Культурно-историческое направление включает воспитание любви
к малой и большой родине; знакомство с замечательными людьми, про-
славившими свой край и свою страну; изучение истории культуры своей
страны, региона, этноса; участие в сохранении культурных и исторических
памятников; формирование чувства национальной гордости, толерантно-
го отношения и способности жить рядом с представителями разных язы-
ков и культур.

    Гражданско-правовое направление ориентируется на изучение государс-
твенных символов России, прав и обязанностей гражданина Российской
Федерации, формирование глубокого понимания гражданского долга,
ценностного отношения к национальным интересам России, её суверени-
тету, независимости и целостности, формирование культуры правовых
отношений, стремление к соблюдению законодательных норм. На этапе
основного образования сюда входит и развитие реально действующего
школьного самоуправления.

    Военно-патриотическое направление включает формирование чувства
ответственности за свою страну, готовности служить ей и, если придется,
защищать (готовность к выполнению воинского долга); изучение военной
истории страны, посещение мест боевой славы, сохранение воинских тра-
диций, связи поколений защитников Родины, формирование позитивного
образа Вооруженных Сил Российской Федерации.

    Нельзя не согласиться с теми авторами, которые подчеркивают, что ус-
ловием успешного духовно-нравственного и гражданско-патриотического
воспитания является личная позиция педагога: «Реализации воспитатель-
ной функции не помогут никакие педагогические технологии и учебники,
если педагог не отвечает тем качествам, которые он попытается привить
детям. И если он сам будет поддерживать проявления антипатриотизма,
ксенофобии, экстремизма, искажать действительность, юное поколение не
испытает положительного воспитательного воздействия истории – траги-
ческой, пусть полной противоречий и катаклизмов, но в целом – славной
и богатой».7

    Основой формирования духовно-нравственного и гражданско-пат-
риотического воспитания выступает культурная идентичность, которая
опирается на сформированный образ личностного «Я». Процесс формиро-

7 Яковлев Д. Е. Совершенствование работы по организации гражданско-патриоти-
ческого воспитания в образовательных организациях Московской области // Вестник
Академии детско-юношеского туризма и краеведения. – 2014. – № 1. – С. 92.

                                           326
   323   324   325   326   327   328   329   330   331   332   333