Page 336 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 336
вах и принципах воина, характеризующих не только отношение человека к
самому себе и к коллективу, воинскому долгу, а также отношение к нему со
стороны общества как к своему защитнику. Символическое воплощение
ратной славы и воинской доблести – награды, реликвии, ритуалы, которые
напоминают о героических страницах прошлого.
Основой морально-нравственных устоев являются десять Христовых
заповедей. «Родители с детства детей поучали: не убивай, не кради, не блу-
ди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботь-
ся о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской
честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов
Отечество. Но, прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь,
соблюдай посты, очищай душу свою через покаяние, молись единому Богу
Иисусу Христу; и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя –
мы казаки». Эти истины легли в основу своеобразного кодекса казачьей
чести:
1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
2. Казаки все равны в правах, помни: нет ни князя, ни раба, но все рабы
Божии.
3. По тебе судят обо всем казачестве и народе.
4. Служи верно своему народу, а не вождям.
5. Держи слово, слово казака дорого.
6. Чти старших, уважай старость.
7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
8. Погибай, а товарища выручай.
9. Будь трудолюбив, не бездействуй.
10. Береги семью свою и служи ей примером.
Воспитание казака всегда было тесно связано с семейным укладом.
Семейное воспитание выступало источником нравственности. Ребенку с
детства прививались представления о правильном и неправильном пове-
дении, воспитывались чувство долга и совестливость. Считалось, что глав-
ными качествами человека являются трудолюбие, честность, общитель-
ность, радушие и добрый нрав. Душевное тепло матери, строгость отца,
внимательное отношение старших братьев и сестер, общее дело – все это
формировало человека, создавало основу его будущей жизни. Семья была
крепка своими традициями, которые передавались от старших младшим,
обеспечивая единство казачьего мира.
В казачьей культуре особое значение имели родственные связи. Во мно-
гом это связано с патриархальным характером жизни, но не только с ним.
Родственники помогали друг другу справляться с трудностями, оказывая
помощь и в повседневной трудовой жизни, и в военные годы. В шестилет-
334