Page 331 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 331
данность. Однако если происходит процесс рационализации традиции,
критического отношения к ней, понимания множественности традиций,
возникает ситуация выбора как форм и образцов, так и ценностных ори-
ентаций. Происходит трансформация или видоизменение традиций, ста-
новление новых и закрепление их как значимых.
В отечественной педагогике ХХ века к проблеме возможностей народ-
ной культуры как живого источника педагогической мудрости обраща-
лись ученые, всесторонне изучая ее потенциал: как средства нравствен-
ного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии
ребенка (В.А. Сухомлинский), как источника духовности (В.В. Зеньков-
ский), как средства развития речи, образного мышления (Е.И. Тихеева),
как средства создания художественного образа в рисовании, активизации
процесса детского творчества (Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина), как средства
творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о на-
родном искусстве (О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усо-
ва, Т.Я. Шпикалова и др.). Обращение к народной культуре – это способ
формирования культурной идентичности, нравственного сознания и цен-
ностных установок.
Нельзя не согласиться с одним из авторитетных педагогов, построив-
ших методическую систему на основе обращения к народной традиции
отечественной культуры, М.Ю. Новицкой, которая считает, что «...три це-
лостные системы народной культуры – традиционный календарь, культу-
ра семейного лада, народная философия истории – способны стать источ-
ником формирования содержания духовно-нравственного образования в
единстве трех его направлений: экологической этики, философии и этики
семейной жизни, гражданско-патриотической этики. Освоение духовных
ценностей, составляющих глубинное содержание вышеописанных целост-
ных систем народной культуры, поможет преодолеть границы между тра-
диционными школьными «предметами»; придаст единство внутреннего,
духовного смысла учебному процессу получения конкретных знаний, при-
емов, умений, навыков в разных художественных дисциплинах; соединит
между собой в ходе творческой работы всех ее участников (учителей-пред-
метников, учителей и детей, детей и родителей, школу и родителей); помо-
жет выстроить систему дружественных связей между разными националь-
ными школами».9
Педагогический потенциал приобщения к народной традиции очень
высок. Под педагогическим потенциалом народной культуры мы будем по-
9 Новицкая М. Ю. Культура народов России и мира как источник формирования содер-
жания духовно-нравственного образования. // Ученые записки Волго-Вятского отде-
ления Международной Славянской академии наук, образования, искусств и культуры.
Вып. 29. – Нижний Новгород: ВВО МСА, 2011. – С. 47–48.
329