Page 335 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 335
ция воспитательной цели находится в русле конструирования культур-
ной идентичности.
В современной научной и научно-популярной литературе все чаще
встречается понятие «казачья педагогика», которую рассматривают, с од-
ной стороны, как развитие идей этнопедагогики, с другой, как самостоя-
тельную ветвь внутри целостного и многообразного мира казачьей куль-
туры. Под казачьей педагогикой понимают обобщенный практический
опыт воспитания и обучения детей на основе устоявшейся системы цен-
ностей, в которой ключевое место занимают традиции культуры, характер
бытового уклада, специфика социальных связей и отношений, влияющих
на становление личности.
Особое значение приобретают традиции казачества – социальное и
культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспро-
изводящееся в течение длительного времени. За последние двадцать лет
в нашей стране появились казачьи классы и школы, различные клубы и
центры, занимающиеся возрождением традиций казачества и приобще-
нием к ним всех желающих, прежде всего молодежи. Чтобы идти вперед,
нужно обобщить имеющийся опыт, увидеть, что интересного и значимого
сделано. В настоящее время казачий компонент рассматривается как осно-
ва образования – воспитание крепких духом людей, готовых трудиться во
благо своей страны.
Семья, казачья школа, военное училище – каждая из этих социальных
институций выполняла и выполняет свою роль в формировании личности
казака – будущего защитника Отечества и труженика.
У каждой социальной группы есть свод неписаных правил и моральных
норм, которые должен был соблюдать каждый, – своеобразный этичес-
кий кодекс, основанный на исторических традициях. В казачьем кодексе
чести центральное место занимает патриотизм – честное и бескорыстное
служение Отечеству. Подлинному воину свойственны такие качества, как
ответственность, требовательность, организованность, настойчивость,
принципиальность, самостоятельность и инициативность, уравновешен-
ность, находчивость, решительность, смелость. Этика казаков во многом
опирается на христианские добродетели. Поэтому такое внимание уде-
ляется религиозному воспитанию и формированию конфессиональной
идентичности (Православию).
Среди ценностей воинского сословия особого разговора заслуживает
преданность войсковому товариществу – готовность выручать товарищей
из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство
каждого. Единство всех положительных качеств, присущих воину, заклю-
чено в понятии воинской чести – достойных уважения моральных качест-
333