Page 337 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 337

нем возрасте ребенок знал практически всех своих близких родственников
живущих в станице. Это знание не только укрепляло родственные связи,
но и служило делу воспитания, освоения обычаев и традиций своего рода.
Единению семьи способствовало и проведение общих праздников и тор-
жеств: смотрин, рождение ребенка, крестин, свадеб, проводов на службу.

    В традиционной культуре важное значение имели не только кровно-
родственные связи, но и свойствό (родство, возникающее, если брат или
сестра вступали в брак, или отношения, сложившиеся по службе или по
совместному труду). Особое место в казачестве принадлежало побратимс-
тву, восходящему к древним, еще дохристианским временам, когда родс-
тво по духу почиталось крепче родства по крови. Отношения в казачьем
социуме – это не столько соблюдение этикетных норм, сколько включен-
ность в социальный мир, где опора на традиционные ценности становится
условием личностного становления. Отсюда свойственный казачьей куль-
туре пиетет по отношению к старикам, хранителям и воплощению казачь-
ей истории.

    Воспитание казака начиналось с семейных рассказов о жизни предков.
Для современного человека знание истории своей семьи, традиций рода
выступает основой для самоидентификации. Поэтому такое значение в
системе казачьего воспитания отводится обращению к прошлому. Важ-
ным источником для создания родословий казаков становятся работы
историков – составителей именных списков и биографических справоч-
ников. Оренбургскими историками подготовлен «Именной справочник
казаков Оренбургского казачьего войска, награжденных государственны-
ми наградами Российской империи», в котором представлены биографи-
ческие сведения по каждой станице Войска. В книге собрано более 10 000
имен казаков.

    С раннего детства в казачьих семьях прививались детям такие нравс-
твенные качества, как чувство долга и родственная солидарность, осозна-
ние мужского достоинства, понятие о девичьей чести и гордости, дисцип-
линированность и вежливость, чувство ответственности за свой дом, свою
семью, свое дело.

    Особое внимание казаки уделяли формированию качеств будущего за-
щитника Отечества. Выносливость и смекалку воспитывали детские игры:
бег, прыжки, метание предметов. Мальчиков учили плавать, обучали вер-
ховой езде, стрельбе, владению холодным оружием. С юных лет подросток
видел «отца, брата, соседа, родича и других казаков, ежегодно отбывающих
«станичные занятия», лагерные сборы, всевозможные смотры, станичные
парады и особенно проводы на службу, когда поднималась абсолютно вся
станица «провожать в дальнюю дороженьку» своих «малолетков». Все это

                                           335
   332   333   334   335   336   337   338   339   340   341   342