Page 326 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 326
реализацию демократических принципов, на умение распознавать нега-
тивные проявления, в том числе, и дискриминацию любого типа, умение
противостоять им, готовность участвовать в делах, направленных на со-
хранение традиций и приумножение богатства страны.
Процессуальный аспект акцентирует непрерывность и динамичность
процесса воспитания, включает интеграцию гражданских знаний в содер-
жание всех дисциплин, изучаемых в школе. Важным условием воспитания
выступает сотрудничество с различными социальными институциями: го-
сударственными, общественными и религиозными организациями.
Реализация идей гражданского воспитания опирается на принципы
критического мышления, развивающие у детей способность самостоятель-
но давать оценку социальным явления, историческим и политическим
фактам и событиям.
Гражданское воспитание включает в себя гражданские знания (включа-
ющие знание направлений государственной политики, функций и струк-
туры государства, истории страны, основных положений Конституции
о правах и обязанностях граждан), гражданские навыки (способность и
стремление гражданина к активному и ответственному участию в жизни
общества), гражданскую позицию (умение гражданина пользоваться свои-
ми правами и исполнять обязанности, стремиться к гражданским идеалам
уважения человеческого достоинства, равенству, справедливости; привер-
женность принципам законности, суверенитета, свободы выражения сво-
их взглядов.
Современными отечественными учеными-педагогами сформулирова-
ны сущность, цели и задачи гражданско-патриотического воспитания.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается целе-
направленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс
организации и управления деятельностью личности по овладению со-
циально-культурным, социально-политическим, экономическим, мо-
рально-этическим опытом демократических отношений. Гражданско-па-
триотическое воспитание соединяет в себе понятия «гражданин» на
когнитивном и нравственно-волевом уровнях и «патриот» на эмоциональ-
но-чувственном уровне.
Как отмечают исследователи, изучающие пути и формы гражданско-па-
триотического воспитания, в современных условиях оно представляет со-
бой «целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготов-
ки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в
условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в
управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанно-
стей, а также укреплению ответственности за свой политический, нрав-
324