Page 21 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 21
помощники смогут сами стать правителями, но для этого они должны быть
не только компетентными, но также и порядочными (хорошими) людьми,
согласно указанию Платона в его седьмом письме из Сицилии. Почти ты-
сячу лет после этого указания Платона святой император Юстиниан Вели-
кий включил его как одну из предпосылок, необходимых для достижения
«благой симфонии» (благосозвучия), ведущей к народному благополучию,
при отделении государства от Церкви.
Первоначальным источником педагогических концепций, на которых
основываются кадетские корпуса во всем мире, были Древние Афины, из
которых эти концепции распространились сначала на Древнюю Грецию, а
затем и на весь эллинистический мир. Именно в Афинах зародилось назва-
ние «лицей» (в греческом произношении «ликий»), а именно так называ-
ются кадетские корпуса в Аргентине и в некоторых других латинских стра-
нах. В Афинах существовали три публичные гимназии, одна из каковых
неофициально называлась лицеем, ибо она находилась напротив статуи
Аполлона Ликийского. При этом лицее ученик Платона Аристотель осно-
вал в 335 году до Р. Х. свою философскую школу. Сама же Ликия, один из
регионов Древней Греции, находилась на юго-западном побережье Малой
Азии, напротив острова Родос. В ней находился город Миры Ликийские,
где епископом был Святой Николай, Мир Ликийских Чудотворец.
Общественные гимназии Древней Греции (буквально: места для гим-
настических упражнений) играли важную роль в греческой системе воспи-
тания, ибо «с точки зрения общественного интереса, самой важной целью
воспитания было обеспечить государству в этих юношах здоровых воинов,
одновременно крепких и красивых, мужественных и проворных... Под те-
нью гимназий велись учёные рассуждения, а дружба, этическую ценность
которой ни один народ не понял так хорошо, как эллинский, воспламеняла
души и подстрекала их соперничать в добродетели и в науке».1
При этом необходимо подчеркнуть, что в Афинах, колыбели первона-
чальной демократии, гражданские добродетели были неотделимы от до-
бродетелей воинских, как это символически еще недавно было и в неко-
торых швейцарских кантонах, где право голосовать имели только лишь
вооруженные граждане с кинжалом в руках, отслужившие воинскую по-
винность. Немецкий историк Эрнест Куртиус подчеркивает, что целью
воспитания в афинской демократии было «сохранение унаследованных
обычаев... и мирной силы традиций, опирающихся на религию и на многие
остатки древних учреждений, для того, чтобы сохранять общество на
своих старых фундаментах».2
1 Kurtius Ernest. Historia de Grecia. Буэнос-Айрес, 1962. Том 2. – С. 244 (перевод с исп. –
автор статьи).
2 Там же. Т. 2. – С. 244.
19