Page 20 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 20

На следующем этапе (начальном школьном, четырехлетнем) по мне-
нию Платона, необходимо отделять мальчиков от девочек и уделять особое
внимание физическому (гимнастика) и духовному (музыка) воспитанию.
С  этого возраста «преподаватели должны обучать мальчиков верховой
езде, стрелять из лука, метать копья, кидать из пращи». Однако девоч-
ки, если они этого захотят, тоже могут добровольно тренироваться в этих
упражнениях.

    Затем наступают два средних школьных трёхлетних учебных периода
(соответствуют курсу наших русских кадетских корпусов), в течение ко-
торых детей нужно обучать языку, литературе, игре на лире, арифметике,
геометрии и астрономии. «Математические и астрономические знания
способствуют обучению детей построениям, походам и военным кампа-
ниям, а также администрации домашнего хозяйства, и вообще делают их
более полезными и смышлёными» (там же, 819 с).

    Таким образом, все эти три обязательных учебных периода продолжа-
ются десять лет и должны закончиться к 16-летнему возрасту. Платон от-
мечает, что «недопустимо, чтобы отец или сам ребёнок увеличивали или
сокращали это время учёбы, установленное законом» (там же, 810 а). Затем
молодой человек должен отслужить воинскую повинность, и лишь после
этого он имеет право получить гражданство.

    Если молодой человек, став гражданином, захочет в будущем «стать
настоящим защитником (стражем) законов», он должен дополнительно
углубить свои знания, чтобы «действительно знать правду о законах и
быть в состоянии изучать эту правду теоретически и уметь прилагать
её на практике» (там же, 966 а). Платон настаивает, что тот, кто не сумеет
полностью овладеть всеми этими дисциплинами, «и, после созерцания их
философской взаимосвязи, не сумеет их прилагать, в соответствии с на-
выками и законами, и не будет в состоянии дать их определение, он никог-
да не сможет стать правителем всего государства, а должен быть лишь
помощником правителей» (там же, 968 а).

    Верховными правителями государства могут стать только лишь про-
свещённые кандидаты, получившие полное среднее воспитание, а затем и
высшее обучение. Другими словами, Платон вводит воспитательный ценз
для политиков. Однако Платон подчеркивает, что невозможно предписы-
вать законом точные знания, которыми они должны обладать: «Бесполезно
предписывать, с помощью писаных законов, точное время, необходимое для
передачи каждого знания».

    Те граждане, которые к своим тридцати годам уже получили и ассими-
лировали это высшее образование, могут быть кооптированы правителя-
ми в свои помощники. Лишь достигнув пятидесятилетнего возраста, эти

                                            18
   15   16   17   18   19   20   21   22   23   24   25