Page 17 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 17

Андрушкевич Игорь Николаевич,
                            почётный член Открытого содружества суворовцев,

                                                            нахимовцев и кадет России,
                                                    кадет 1-го русского великого князя
                           Константина Константиновича кадетского корпуса

                                                            в Белой Церкви (Аргентина)

 ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ
ЭЛИТЫ ОБЩЕСТВА И СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ И НРАВСТВЕННЫХ

                                ЦЕННОСТЕЙ НАРОДА

    Никакое общество не может обойтись без воспитания молодёжи (пе-
дагогики), если оно хочет быть культурным обществом, то есть обладать
культурой, сохранять и развивать свою культуру. Конечно, от специфиче-
ского характера каждой культуры будет зависеть и специфический харак-
тер её педагогики, как это наглядно видно на примере тех трёх культур, из
которых развилась в основном наша современная цивилизация.

    Древние Израиль, Греция и Рим обладали различными культурами, но
все они придавали исключительное значение педагогике, каждая в своем
духе и в своем направлении. В Израиле воспитание и образование имели
ярко выраженный религиозный характер, в Риме – военный и юридичес-
кий, в Афинах – гуманитарный и гимнастический.

    Древняя Греция даже обозначала культуру и воспитание словами с од-
ним общим корнем. Понятие и смысл воспитания выражались словом «пе-
дагогика», буквально – ведение детей («педагогус» – ведущий детей, от «пе-
дос» – дети, и «агогос» – ведущий). Культура, по-гречески «педия», в свою
очередь выводилась из «педагогики» как её продукт. Согласно Платону,
первым источником «педии» («культуры») является Бог, ибо «Бог является
педагогом мира» («Ho Theos paidagogei ton kosmon», «Законы», Х, 897 b). Во
многих современных языках понятие «воспитания» выражается словами,
происходящими от латинского глагола educare. Первоначально сложный
глагол educare обозначал вывод на пастбище, на питание домашнего скота,
ex-ducare. Понятие «питания» содержится и в русском слове «воспитание».
А латинский глагол «ducare» – водить, соответствует греческому глаголу
«агогеин», содержащемуся в слове «педагогика».

    Однако роль воспитания этим не ограничивается. Среди существенных
задач хорошего воспитания необходимо отметить две чрезвычайно важ-
ные общественно-государственные задачи.

                                            15
   12   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22