Page 25 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 25
Аристотелем: «Мы всегда больше хвалим умеренность, чем крайности»).
Аристотель предупреждает против чрезмерной атлетической подготовки
и критикует спартанцев за то, что «они доводят до скотского состояния
детей, путём тяжелых трудов», делая их таким образом «пригодными для
выполнения только лишь одной из функций гражданина».
Аристотель делает различие между «дисциплинами утилитарными в
жизни и дисциплинами, направляющими к добродетели, то есть не утили-
тарными». Он особенно защищает не утилитарные дисциплины, которые
он связывает с досугом и с играми: «Сама природа старается не только
хорошо работать, но также и хорошо пользоваться досугом, каковой яв-
ляется началом всех вещей» («досуг» по-гречески – «схола», откуда проис-
ходит и наше «школа»). Что касается игр, «они не являются целью нашей
жизни, но предназначены для отдыха». «Необходимо ввести игры, выбирая
подходящие моменты, чтобы ими пользоваться и употреблять их как ле-
карство, так как они вызывают движение настроения, которое ведет к
уменьшению напряжения, и посредством такого удовольствия происходит
отдых».
Здесь Аристотель подходит в своих рассуждениях к кульминационной
точке греческой идеи целостного воспитания: «Значит очевидно, что су-
ществует воспитание, которое нужно давать детям не потому, что оно
является полезным, а потому, что оно ведёт к свободе и к благородству».
И чтобы не было ни малейших сомнений в смысле этих слов, нескольки-
ми строчками ниже Аристотель объясняет: «Таким образом, главную роль
в воспитании должно играть всё благородное, а не скотское, так как ни
волк и ни какое другое животное не пойдут навстречу красивому риску, а
только лишь хороший человек». Таким образом, эта система целостного
воспитания была органической частью политического строя Афинской де-
мократии.
Современные источники системы кадетского воспитания находятся на
Руси, во Франции и в Германии. Уже в XV и XVI вв. в России существовали
полки «дворянских детей», которые даже принимали участие, в качестве
вспомогательных частей, в военных действиях. Эти полки и являются пря-
мыми отечественными предшественниками русских кадетских корпусов.
Первое известие о создании кадетских рот во Франции, во времена ко-
роля Людовика XIV, относится к 1682 г. Тогда же закрепляется слово «ка-
дет» в названии таких учебных заведений. Во Франции так назывались
дети дворян, которые начинали свою военную службу в низших военных
чинах. Соединение во Франции этих «кадет» в роты или в специальные
школы (для военной подготовки при одновременном всеобщем образова-
нии) и было зачатком современных кадетских корпусов, которые в разных
23