Page 23 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 23

Моисея, греческих законодателей Ликурга и Солона, историка Геродота,
философа Пифагора»). На побережье Малой Азии тогда находились и дру-
гие государства, которые тоже могли оказать какое-то влияние на древ-
нюю греческую цивилизацию: Лидия, Ликия и Финикия. В Лидии, по-ви-
димому, впервые стали чеканить металлическую монету, а в Финикии был
создан первый консонантный алфавит. Согласно мифу, из Финикии была
похищена на остров Крит финикийская царевна Европа, именем которой
затем был назван сам европейский континент.

    В дальнейшем, уже при образовании двойной греко-римской цивилиза-
ции, на военные аспекты этого образования, возможно, оказали некоторое
влияние и этрусские педагогические традиции. Во всяком случае, римляне
обозначали свое военное образование этрусским словом «тиросиниум»,
которое позднее будет употреблено в латинском тексте королевского ука-
за Людовика XIV о создании во Франции кадетских рот. Напомним, что
у этрусков существовали жреческие школы разных профилей, в первую
очередь земледелия и искусственного орошения, а также астрономии, ме-
теорологии, зоологии, ботаники и орнитологии. Возможно, что известная
римская «коллегия понтификов», буквально «мостостроителей», имела не-
кую связь с этрусскими школами инженеров путей сообщения. Во всяком
случае, всем известно, что римляне имели прекрасных мастеров путей со-
общения, создавших в Римской Империи непревзойдённую систему им-
перских дорог.6

    Во всяком случае, независимо от действительных размеров влияния
тех или иных выше отмеченных древних культур на афинскую педагоги-
ку, таковая несомненно была синтезом предыдущего культурного разви-
тия человечества. В свою очередь, наша русская кадетская педагогическая
система является наследницей этого синтеза, обогащённого дальнейшим
культурным развитием человечества.

    Все культуры и цивилизации уделяли значительное внимание педаго-
гическим проблемам, ибо без воспитания молодежи не может обойтись
никакое общество. Вместе с тем именно в Афинах система воспитания мо-
лодежи впервые в истории человечества получила ярко выраженный поли-
тический характер. Дело в том, что афинский полис, как государственная
структура, был своего рода нововведением в истории цивилизаций. Полис
обладал определённой структурой, которая требовала осуществления оп-
ределённых функций в рамках определённых условий политической игры,
иногда довольно сложных. Политические решения в полисе окончательно
принимались на вече (в агоре), а не при дворе монарха или в палатке вождя

6 См.: Werner Keller, Denn sie entzuendeten das Licht. По-испански: Historia del pueblo
etrusco. Barcelona, 1973. – С. 87.

                                            21
   18   19   20   21   22   23   24   25   26   27   28