Page 19 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 19
щий капитан (возглавитель)». В некоторых современных языках словом
кадет обозначают младшую категорию любой профессии или занятия.
Например, в испанском языке так называют несовершеннолетних членов
спортивных клубов и самую низшую должность в администрациях част-
ных фирм, приблизительно в смысле нашего выражения «мальчик на побе-
гушках». Во Франции оно первоначально давалось младшим детям дворян,
которые должны были идти на военную службу, ибо были лишены права
наследования, каковое было закреплено лишь за старшим сыном. Таким
образом, в этом случае «младший» не было определением возраста, а опре-
делением социальной категории «военных служилых», в отличие от стар-
ших сыновей, в рамках западноевропейского феодального строя. На Руси,
как и в Древней Греции, все дети служилого класса должны были служить,
ибо все они наследовали права и обязанности своего отца. Посему русский
кадет – это русский военный «служилый», «кто смолоду и всей душой в
строю», в принципе, в течение всей своей жизни.
Однако за такой сложной этимологией кроется и другой, более глубо-
кий смысл. Дело в том, что в животном мире жизненные процессы, ана-
логичные тем, которые мы подразумеваем под выражением «воспитание»,
происходят в определённом возрасте и в определённых периодах. Более
того, в некоторых более организованных животных сообществах все об-
щественные функции определяются почти исключительно возрастом, как,
например, у пчёл. Возможно, что такой естественный, природный порядок
был подмечен уже в древности. Так Платон выделяет несколько периодов
обучения и воспитания с учетом возраста детей. Он пишет, что в тече-
ние первых шести лет жизни ребёнка (дошкольный период) его воспита-
ние должно полностью осуществляться в рамках семьи, под руководством
главным образом матери и няни. Эти шесть лет Платон разделяет на два
трехгодичных периода.
Первый трёхлетний дошкольный период – «не малый жизненный срок,
чтобы начать жить хорошо или плохо» (Платон, Законы, 792 а), во время
которого нужно достичь «кротости» ребёнка, чтобы он мог «принимать с
радостью справедливые компромиссы».
Затем, во втором трёхлетнем дошкольном периоде, «правильная жизнь
ничуть не должна преследовать лишь удовольствия и не должна избегать
огорчений... Душевная форма детей трёх, четырёх, пяти и даже шести
лет нуждается в играх, хотя уже необходимо принимать меры, без их уни-
жения, чтобы они не становились капризными. Не надо вызывать гнева в
душах детей чрезмерными наказаниями, ни приучать их к непостоянству
путём поблажек. В этом возрасте... нужно следить за порядком среди де-
тей и не допускать их плохого поведения» (там же, 792 а).
17