Page 24 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 24
или в политическом комитете. Кроме того, эти решения народного собра-
ния способствовали воспитанию не только меньшинства, предлагающего
те или иные варианты решений, но и тех, кто возражал против этих ре-
шений. Таким образом, в Афинах существовала реальная необходимость
общего воспитания этого «суверена», который в конечном итоге должен
был стать своего рода окончательным политическим арбитром.
В Аргентине это кратко выразил президент республики конца XIX в.
Фаустино Сармиенто, сказавший, что народ является сувереном, но этого
«суверена надо воспитывать».
Особенностью образования в Афинах было и то, что впервые в истории
оно было организовано вне жреческих институций, в отличие от почти
всех других древних стран. Между тем это не обозначало разрыва с рели-
гией и с религиозными обрядами, а лишь фиксировало функциональное
разделение в симфонии, как бы в предвозвещение закона о Симфонии Им-
ператора Юстиниана, более чем через целое тысячелетие.
Помимо политического и мирского характера воспитания молодёжи в
Афинах его отличительной чертой был интегральный, целостный харак-
тер. Аристотель посвящает определению такого воспитания восьмую гла-
ву своей «Политики», откуда мы и берём следующие цитаты.7
Греческая идея воспитания заключается в том, что оно должно быть це-
лостным, интегральным, то есть полноценным, состоящим из всех необхо-
димых составных частей, в согласии с эллинским классическим принципом
«всего в меру, ничего чересчур». Этими частями были, в первую очередь,
грамматика, гимнастика, музыка и рисование. Аристотель говорит: «Че-
тыре предмета обыкновенно преподаются: чтение и писание, гимнастика,
музыка, а также иногда на четвертом месте и рисование». В настоящее
время эти части воспитания можно было бы обозначить как идейное, ин-
теллектуальное, художественное, спортивное и военное воспитание. Все
эти части в Греции образовывали одно неразрывное гармоничное целое.
Интеллектуальное воспитание в Греции осуществлялось в значитель-
ной мере путем изучения классической литературы, каковое сопровожда-
лось музыкой, так же, как и спортивное воспитание. Аристотель утверж-
дает, что обучение музыке не должно быть препятствием для «военной и
гражданской тренировки, сначала физической, а затем и теоретической».
В другом месте он описывает, к чему должно стремиться музыкальное
воспитание: к благодушию, твердости и воздержанию. Он также предуп-
реждает, что «нельзя одновременно тренировать чрезмерно ум и тело»
(это соответствует общему положению эллинской культуры, цитируемому
7 Аристотель. Политика // Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983. –
С. 376–644.
22