Page 22 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 22
Таким образом, развилось понятие цивилизации, противостоящей вар-
варству, «совершенствующей и украшающей, в одинаковой пропорции, и
тело и душу». Эрнест Куртиус продолжает: «Равновесие между телесным
бытием и духовным бытием, гармоничное совершенствование всех сил и
всех инстинктов природы, для греков были делом воспитания. Поэтому
крепость, ловкость, сноровка, сила, непринужденность и свобода, велико-
душие и жизнерадостность, присутствие духа... были не менее важными,
чем духовная культура, острота понимания, умелость в искусствах муз».3
Однако такое воспитание не ограничивалось некоторым числом се-
мейств и не было предоставлено само себе. Во всей Греции были организо-
ваны государством общественные гимназии, «с большими участками для
упражнений, в тени от солнца, окруженные галереями и рядами деревьев,
обыкновенно расположенными за городскими стенами, но под их юрисдик-
цией».
«Всякий, кто хотел пользоваться уважением и влиянием между свои-
ми согражданами, должен был провести значительную часть своей жизни
в гимназиях. Только там можно было приобрести выправку, которой от-
личается хорошо воспитанный человек... это было единственное отличие
человека, призванного участвовать в общественных делах... Это усилие
восторженных юношей, чтобы достичь собственной личной ценности,
сдерживалось тормозом строгой дисциплины, так как закон следил за уп-
ражнениями, требуя строгого регламента, послушания старшим и отказа
от эгоистических капризов... нигде не признавалась голая сила, и никому не
позволялось участвовать в праздничных играх без предварительного под-
чинения регулярному воспитанию».4
Возможно, что на эту систему афинского образования оказали некото-
рое влияние сохранявшиеся на острове Крит остатки Минойской цивили-
зации. Некоторые историки предполагают, что более чем за тысячу лет до
Аристотеля Минойская цивилизация на Крите стала «культурной моделью
для соседних регионов», в том числе и «благодаря долголетнему обучению
своей молодёжи гимнастике и морскому делу».5 На систему образования в
Афинах, несомненно, могли косвенно повлиять и системы обучения дру-
гих древних цивилизаций, в первую очередь Месопотамской и Египетской,
а затем, возможно, и соседнего с греками (и находящегося с ними в неко-
тором этническом родстве) Хеттского государства в Малой Азии. Ключев-
ский отмечает, что «в области государствоведения особое значение принад-
лежит Египту, бывшему школой ряда крупных деятелей античного мира:
3 Там же. Т. 1. – С. 448.
4 Там же. Т. 1. – С. 449.
5 Emily Vermuele, Grece in the Bronze Age, 1964. Цитировано по изданию на испанском
языке «Grecia en la edad de bronce», Mexico, 1996. – С. 161.
20