Page 181 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 181
• правильное выслушивание – это активный процесс, поэтому роди-
телю необходимо проявлять заинтересованность и понимание, однако не
мешать своему ребенку оставаться в потоке переживаний;
• не следует задавать ребенку много вопросов, несмотря на то что они
накопились за неделю, чтобы это не превратилось в допрос или следствие;
ребенку важно, чтобы родители его поняли и эмоционально поддержали
(подбодрить своего ребенка можно краткими фразами, выражающими
поддержку: «Продолжай», «Да, я понимаю», «Хорошо», «Так», «Ага», «Угу»,
«М-мм»);
• важны также успокаивающие фразы: «Очень хорошо», «Не волнуйся
из-за этого», «Ты поступил правильно», «Время от времени каждый чувс-
твует себя так же», «Ты прав», «Это будет нелегко», «Я знаю, что будет тя-
жело, но ты не только можешь, но и обязан это сделать» и т.д.;
• эмоции и чувства неизбежны и выполняют очистительную функцию,
поэтому родитель должен постараться отразить чувства своего ребенка:
«Ты кажешься сегодня злым», «Ты чем-то расстроен» и т.д., тем самым
показывая, что понимает внутренний мир своего ребенка; эффективное
отражение чувств помогает ребенку лучше разобраться в своих нередко
противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних
конфликтов;
• родителю необходимо научиться выдерживать паузу молчания, ко-
торая имеет терапевтическое значение и огромную ценность; молчание с
обеих сторон предоставляет возможность ребенку погрузиться в себя и
изучить свои чувства, установки, поведение; в это время родитель может
обнять ребенка, гладить его по голове, держать ребенка за руки;
• если ребенок задает вопросы, на эти вопросы родитель должен от-
вечать со всей серьезностью, хорошо обдумав ответы, ведь за вопросами
скрыты личные проблемы ребенка с сопутствующими тревогами и стра-
хами;
• не «увязайте» в жизни своего ребенка, не стремитесь создать сцена-
рий счастливой жизни для него, ведь цель активного слушания - помочь
ребенку найти и использовать свои собственные ресурсы для осознания и
решения своих проблем; задача родителя любить и принимать своего ре-
бенка таким, какой он есть.
Итак, учитывая, что кадетский корпус имеет свою специфику и сильно
отличается от школы жесткой дисциплиной, интернатским режимом, се-
рьезными специфическими нагрузками, близкими к армейским порядкам,
перед психологической службой стоят задачи отбора детей в пятый класс,
ведь выдержать специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе
может не каждый ребенок или его родитель.
179