Page 180 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 180
ся агрессия или бегство от ситуации. Агрессивность может выражаться
в грубости по отношению к одноклассникам, резких вспышках гнева по
ничтожным поводам, в недовольстве всем, что происходит, особенно тре-
бованиями, предъявляемыми подростку.
Бегство от ситуации характеризуется самокопанием или самообвине-
нием. У ребенка развиваются тревожно-депрессивные симптомы: чувство
полной безысходности, замкнутость, отрешенность, погруженность в мир
тягостных раздумий. Мальчик думает, что родители от него отказались,
бросили, отдали в интернат, потому что он раньше плохо вел себя или что-
то делал не так. Если у ребенка низкие адаптационные способности, ослаб-
ленная психика из-за жизненных трудностей и неудач, то возможна угроза
глубоких психических изменений: нервно-психические расстройства или
психические заболевания.
В свою очередь, у родителей может возникнуть чувство вины, кото-
рое позже может перейти в чувство недовольства. Родители не понимают,
почему вдруг ребенку стало так плохо. И вместо того, чтобы поддержать
своего мальчика, успокоить, напитать его любовью и лаской, некоторые
родители начинают искать недостатки в организации учебно-воспитатель-
ного процесса.
Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, пси-
хологическое сопровождение адаптации осуществляется как в отношении
кадетов-пятиклассников, так и в отношении их родителей. С пятиклас-
сниками проводятся беседы и адаптационные тренинги, направленные
на формирование представлений о структуре жизнедеятельности в ка-
детском корпусе, на осознание особенностей собственного поведения, на
развитие коммуникативных умений (контактности, развития умения слу-
шать, разрешение конфликтов, способов саморегуляции эмоциональных
состояний), на формирование положительного психологического климата
в коллективе, атмосферы доверия и взаимовыручки, на сплочение группы.
На родительских собраниях ведется разговор об особенностях адапта-
ционного процесса, предпосылках дезадаптивного поведения. Родителям
предлагаются рекомендации по оказанию помощи и поддержки своему
ребенку в этот период. До каждого родителя доводится информация об
особенностях психического и личностного развития подростков в период
полового созревания. В начале учебного года каждой семье предлагаются
рекомендации по слушанию своего ребенка-кадета, который прибыл до-
мой на выходные дни из кадетского корпуса:
• родитель должен не столько говорить, сколько выслушивать ребенка
по поводу его проблем и трудностей, разговорная активность родителей
должна быть минимальной;
178