Page 168 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 168

ти к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей
по защите интересов Родины.

    Гражданин – это лицо, принадлежащее на правовой основе к определен-
ному государству, имеющий определенную правоспособность, наделенный
правами, свободами и обремененный обязанностями.7 Следовательно, уча-
щийся-кадет как гражданин должен иметь представление об устройстве го-
сударства и его функциях, о своих правах, свободах, ответственности. Ис-
ходя из двух представленных формулировок можно выделить сущностные
характеристики гражданско-патриотического воспитания, состоящего из
учебно-познавательного (знакомство обучающихся с основными понятия-
ми – государство, гражданин, патриотизм; с историей страны) и собствен-
но воспитательного (формирование интереса к жизни своего города, края,
страны, стремления участвовать в их развитии) компонентов. Успешное
сочетание этих компонентов требует баланса учебной и воспитательной ра-
боты, объединения сил школы и семьи. Не менее значимым является и от-
сутствие формализма: мероприятия, организуемые «для галочки», «добро-
вольно-принудительное» участие кадет в массовых мероприятиях приводит
к их негативному отношению к такой деятельности.

    В Екатеринбургском кадетском корпусе три кадетских курса (соответс-
твуют 9, 10, 11 классам школы), на каждом курсе 4 взвода. Воспитатель
взводов кадетской школы сталкивается прежде всего с двумя типами за-
дач – ежедневными (непрерывными) и уникальными (срочными). К пер-
вым относится адаптация кадет к жизни в корпусе, разъяснение внутрен-
них правил и отслеживание их соблюдения, мотивация к учебе, помощь
в разрешении текущих сложностей, формирование сплоченных коллекти-
вов. Ко вторым – организация отдельных мероприятий.

    В связи с тем, что в кадетский корпус поступают учащиеся из разных го-
родов и деревень, из разных школ, первостепенной ежедневной задачей в
начале учебного года является адаптация обучающихся 1-го курса к жизни
в корпусе, разъяснение правил жизни кадета. Эти правила связаны с внут-
ренним распорядком, знаками различия, поощрениями и взысканиями.
Как показывает практика, однократное разъяснение этих правил на соб-
рании 1-го курса не дает видимого эффекта. Многие ученики, пришедшие
из непрофильных школ, не вполне представляют себе отличие кадетской
школы от традиционной общеобразовательной. Именно поэтому в пер-
вые месяцы учебного года воспитатель проводит работу по разъяснению
правил внутреннего распорядка, разделения функций и ответственности
между кадетами, младшими командирами взводов и отделений. Большая

7 См.: Большой юридический словарь / под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 130.

                                           166
   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172   173