Page 165 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 165
циплинирует, организует, учит собранности, умению ценить время, но, с
другой стороны, отсутствие свободного времени, ограниченность выбора
вызывает дискомфорт и является одним из факторов повышенной тре-
вожности и утомляемости.
Наличие в корпусе фактора соревновательности, выраженного в ори-
ентации кадет на высокие показатели по спортивным и общеобразова-
тельным предметам, показателям дисциплины, возможность получить
звание или знаки отличия, также является специфической особенностью
кадетского корпуса.
Какова же роль офицера-воспитателя в процессе становления и разви-
тия личности подростка-кадета? По мнению одного из столпов военной
педагогики прошлого Ивана Ивановича Бецкого, успех воспитательного
заведения зависит преимущественно «от удачного выбора начальствую-
щих и учителей, одаренных здравым разумом и благонравием, а не зара-
зившихся надутым видом и угрюмостью. Без хороших воспитателей тщет-
ны все предписания...».
Первым несомненным условием высокого уровня воспитательного
процесса является тщательный подбор воспитателей для работы с подрос-
тками. Воспитатель, профессионал, педагог – духовный посредник меж-
ду обществом и подростком в освоении культуры, организующий систе-
му отношений, через разнообразные виды воспитательной деятельности,
создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка
и осуществляющий индивидуальные коррективы развития каждой лич-
ности. Основные цели воспитателя: непосредственное наблюдение за ин-
дивидуальным развитием ребёнка; создание благоприятных условий для
формирования личности: организация необходимых воспитательных воз-
действий для создания благоприятной микросреды высокого психологи-
ческого климата в отделении.
Задачи воспитателя: создать коллектив в отделении как воспитыва-
ющую среду; организовывать все виды групповой, коллективной и ин-
дивидуальной деятельности; корректировать индивидуальное развитие
кадет.
Офицер-воспитатель в кадетском корпусе выполняет множество фун-
кций, среди которых особое место занимают аналитическая (предмет
анализа: индивидуальность кадета, развитие коллектива и личности, про-
блемы семейного воспитания каждого кадета, уровень воспитанности лич-
ности) и организационная (организация и стимулирование разнообразной
деятельности кадет, установление связи кадетского корпуса с семьёй, ин-
дивидуальное воздействие на каждого кадета, регуляция межличностных
отношений между кадетами, установление взаимоотношений «ученик –
163