Page 163 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 163
Киктев Валерий Викторович,
воспитатель кадетского класса,
МБОУ СОШ № 5,
Тюменская область,
Ханты-Мансийский автономный округ,
г. Урай ,
school5@edu.uray.ru
РОЛЬ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ СТАНОВЛЕНИЯ
И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА-КАДЕТА
Воспитатель и его воспитанник – две основные фигуры в воспитатель-
ном процессе. Это те люди, чьи взаимоотношения непосредственно и ре-
шающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его
успех. Создание условий взаимопонимания, доброжелательности, уваже-
ния, сотрудничества образовательном учреждении является важным фак-
тором. Особенно важным это представляется в работе с подростками, т.к.
этот возраст является особенным, переходным. В этот период происходит
изменения их стиля общения с окружающими людьми, родителями, учи-
телями. Такое изменение может происходить разными темпами, оно по-
разному выражено во многих сферах деятельности, в которых авторитет
старших и сверстников различен.
Учитывая, что кадетские корпуса являются специфическими образова-
тельными учреждениями, со своим особым уставом, распорядком, обязан-
ностями учащихся, то и роль воспитателя здесь также отличается от роли
учителя, классного руководителя в обычной школе.
В каждом возрасте есть свои особенности, которые влияют на поведение
и мировоззрение людей. Подростковый возраст – долгий переходной пери-
од, в котором происходит ряд физических изменений, связанных с половым
созреванием и вхождением во взрослую жизнь. Психологические особен-
ности подросткового возраста у психологов называются «подростковыми
комплексами» по ряду причин: повышенная чувствительность к оценке
посторонних; предельная самонадеянность и категоричные суждения по
отношению к окружающим; противоречивость поведения: застенчивость
сменяется развязностью, показная независимость граничит с ранимостью;
эмоциональная неустойчивость и резкие колебания настроения; борьба с
общепринятыми правилами и распространенными идеалами.
Все психологические изменения обусловлены физиологическими осо-
бенностями подросткового возраста. Все перестройки организма напря-
мую влияют на изменения реакций подростка на различные факторы вне-
161