Page 166 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 166
учитель», содействие благоприятному климату в коллективе, оказание по-
мощи кадету в установлении отношений с товарищами).
Одним из условий разумного воспитания является чуткость и уме-
ние воспитателя расположить к себе воспитанников. Ничто не дейс-
твует так отрицательно на душу воспитанника, как холодность, отчуж-
дение воспитателя. Опыт педагогической деятельности позволяет нам
выделить следующие педагогические приемы, способствующие взаи-
мопониманию с кадетами: созидательные, содействующие улучшению
взаимоотношений между воспитателем и воспитанником, установле-
нию душевного контакта (проявление доброты, внимания, заботы, про-
сьба, поощрение: одобрение, похвала, награда; доверие, удовлетворение
определенных интересов и потребностей, выражение положительного
отношения, моральная поддержка и укрепление веры в силы воспитан-
ника) и показательно-убеждающие (убеждение и личный пример, при
этом убеждение – это и разъяснение, и доказательство правильности
или необходимости определенного поведения либо допустимости како-
го-то поступка).
Авторитет воспитателя складывается из его наиболее значимых лич-
ных качеств. Для характеристики личности в целом существенное значе-
ние имеют ее направленность, интеллектуальные, волевые, эмоциональ-
ные качества, которые существуют не сами по себе, а проявляются прежде
всего в повседневной деятельности, общении с окружающими.
Воспитатели будущих офицеров не должны отступать перед трудно-
стями и препятствиями, возникающими в их деятельности. Упорство, вы-
держка, терпение, способность подавлять отрицательные эмоции будут
способствовать достижению успехов.
Большое значение в деле воспитания имеет умение воспитателя дейс-
твовать на эмоциональную сферу воспитанников. Каждое проводимое ме-
роприятие должно вызывать определенные эмоциональные переживания,
поэтому необходимо заботиться о том, чтобы каждое из них отмечалось
насыщенностью, не было бесцветным. Воспитатель – творец интересных
дел детей, разнообразных форм работы (дискуссионная, игровая, состя-
зательная, творческий труд, художественное творчество), позволяющих
осознавать самого себя. Участие детей в школьных мероприятиях различ-
ной направленности позволяет им реализовать свои способности в том
или ином деле, побывать в ситуации успеха, раскрыть таланты. Коллек-
тивно-творческие дела помогают формированию сплоченного коллектива,
выявлению лидеров класса.
Тесному взаимодействию детей и взрослых способствуют и совмест-
ные мероприятия с родителями. Вовлеченность в жизнь кадетского класса
164