Page 162 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 162
традиционных культурных и художественных ценностей средствами му-
зыкальной культуры уральского и оренбургского казачества.
Материал данного учебного пособия может быть использован учителем
как в аудиторной, так и во внеклассной работе. В учебном процессе эти
материалы могут использоваться на таких предметах учебного цикла, как
«Музыка», «История и культура казачества», «Фольклор», «Этнография»,
«Краеведение» и др.
Более разнообразны формы использования материалов данного учеб-
но-методического пособия во внеклассной работе. Это могут быть: эт-
нографические кружки (сбор материалов по традиционной казачьей му-
зыкальной культуре); проведение научно-практических конференций;
выпуск газет, радиогазет; лекторий; проведение классных часов; организа-
ция воспитательной работы летних казачьих лагерей; организация народ-
ных праздников; фольклорные ансамбли; смотры, конкурсы, фестивали
народного казачьего искусства и т.д. При этом фактологический материал,
приведенный в издании, может быть целесообразным при работе по са-
мым разнообразным программам как музыкального, так и дополнитель-
ного образования.
Казачий музыкально-песенный фольклор отражает жизнь казака в его
разнообразных проявлениях, что проявляется в жанровом своеобразии
песен уральских казаков. Это и стало основой структуры и содержания
данного учебно-методического пособия, в котором предлагается следую-
щая тематика глав: 1. «На краю Руси обширной...» (особенности бытова-
ния музыкального фольклора уральских и оренбургских казаков); 2. «Как
во далече, да подалече...» (эпические песни); 3. «Невольно помнятся по-
ходы...» (строевые песни); 4. «Друзья, в едино соберемся!» (исторические
песни); 5. «Ты гуляй, гуляй, гуляньице моё...» (бытовая лирика уральских
и оренбургских казаков); 6. «Веселы привалы, где казаки запевалы!» (об-
рядовые и календарные песни); 7. «Карапет мой, карапет» (особенности
хореографии и инструментальной музыки уральских и оренбургских каза-
ков); 8. Методика освоения подростками традиционных культурных и ху-
дожественных ценностей средствами музыкальной культуры уральского и
оренбургского казачества.
Исходя из содержания данного учебного пособия, можно предполо-
жить, что оно поможет педагогу в процессе духовно-нравственного и
гражданско-патриотического воспитания казаков-кадет.
160