Page 161 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 161

ного образца в соответствующем бытийном контексте. Но, к сожалению,
данные программы не используются в практике дополнительного образо-
вания казаков в Уральском регионе.

    Таким образом, система казачьего образования направлена на освоение
обучающимися традиций и ценностей культуры казачества, их духовно-
нравственное и гражданско-патриотическое воспитание. В этом процессе
наряду с другими средствами народной художественной культуры исполь-
зуется казачий музыкальный фольклор.

    Как мы убедились, в практике казачьего образования есть попытки со-
здания программ и учебных пособий, направленных на освоение фолькло-
ра и этнографии казачества Дона и Кубани, однако до последнего времени
практически полностью отсутствовал учебно-методический базис по ос-
воению детьми и молодежью народной художественной культуры казачес-
тва других локально-региональных традиций, в том числе оренбургского и
уральского казачества.

    Несмотря на то что музыкальная культура уральских и оренбургских
казаков является центром многих культурологических и музыковедческих
исследований (Т.И. Калужникова, Е.И. Коротин, О.Е. Коротин, Н.М. Са-
вельева, Б.П. Хавторин), в современных учебных заведениях с казачьим
кадетским компонентом Урала учителя сталкивались с проблемой отсут-
ствия методической литературы по интеграции музыкально-песенных
традиций казачества Урала в содержание общего музыкального образова-
ния и воспитания учащихся.

    В связи с этим нами было создано учебное пособие «Музыкальный
фольклор уральского и оренбургского казачества» для учителей, работаю-
щих в учебных заведениях и классах с казачьим кадетским компонентом.6
Его цель – дать учителям, работающим в учебных заведениях/классах с ка-
зачьим кадетским компонентом, теоретическую и методическую базу для
эффективного освоения учащимися музыкальной культуры уральского
и оренбургского казачества и ее ценностного содержания. Задачи, кото-
рые ставил перед собой автор пособия: обобщить историко-культурную
и музыковедческую информацию, раскрывающую специфику музыкаль-
ной культуры уральского и оренбургского казачества; раскрыть особен-
ности ряда жанров музыкального фольклора уральского и оренбургского
казачества (эпические, строевые, исторические, обрядовые и календарные
песни, бытовая лирика), их хореографии и инструментальной музыки;
раскрыть содержание методики освоения современными подростками

6 Кашина Н. И. Музыкальный фольклор уральского и оренбургского казачества: учеб-
ное пособие для учителей, работающих в учебных заведениях и классах с казачьим ка-
детским компонентом / ФГБОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2016. – 58 с.

                                           159
   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165   166