Page 160 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 160

тва, нравственных нормах, правилах поведения и личностных качествах,
значимых для казаков.4

    Обращает на себя внимание общая тенденция по активизации музы-
кального образования в целях осознания учащимися специфики музы-
кальной культуры казачества. Предполагается ознакомление учащихся с
особенностями музыкального языка казачьего музыкального фолькло-
ра конкретной локальной традиции; изучение интонационно-образного
своеобразия и самобытности песенного фольклора казаков, жанровых ха-
рактеристик; знакомство с диалектными особенностями. Указывается на
необходимость знакомства с современным искусством казачества – твор-
чеством фольклорных ансамблей, аутентичными коллективами. Поднима-
ется проблема сохранения и развития музыкальных традиций казачества,
осуществляемая через проведение различных фестивалей казачьей куль-
туры.

    Планируемые результаты воспитания предполагают начальные пред-
ставления о ценностях казачьей культуры, обычаях и культурно-истори-
ческих традициях оренбургского казачества, нравственных нормах, пра-
вилах поведения и личностных качествах, значимых для казаков.

    В педагогической литературе существуют авторские программы, мето-
дические пособия и разработки по дополнительному образованию детей,
основанные на идее освоения ими музыкальной культуры казачества.5
В них предполагается комплексный подход к формированию у учащихся
представления о фольклоре и традиционной культуре кубанского каза-
чества как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения
народа. Одной из задач является формирование у детей представлений о
ценностных основах традиционной культуры. В них рассмотрены возмож-
ности практических занятий, которые направлены на «проживание» уча-
щимися традиций кубанского казачества, на восприятие фольклора как
синтетической художественно-образной системы, а каждого фольклор-

4 См.: Методические рекомендации по организации кадетских казачьих классов в об-
щеобразовательных учреждениях Челябинской области [Электронный ресурс]. Режим
доступа: minobr74.ru (дата обращения: 15 августа 2016 г.); Методические рекомендации
по разработке основной образовательной программы общеобразовательного учрежде-
ния с учетом казачьего кадетского компонента образования [Электронный ресурс]. Ре-
жим доступа: irro.ru/sites/default/files/ ООП НОО с казачьим комп.doc (дата обращения:
10 августа 2016 г.).
5 См.: Бондарь Н. И., Жиганова С. А. Фольклор и этнография кубанского казачества:
учеб. пособие. – Краснодар: Традиция, 2009. – 128 с.; Программы дополнительного об-
разования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского ка-
зачества / Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации
Краснодарского края, Краснодарский краевой ин-т дополнительного проф. пед. обра-
зования. – Краснодар: Традиция, 2007. – 112 с.

                                           158
   155   156   157   158   159   160   161   162   163   164   165